Вознесение Моисея – читать онлайн

Вознесение Моисея – ветхозаветный апокриф, созданный в иудейской среде предположительно после смерти Ирода Великого. Умер Ирод Великий в 4 году до нашей эры. Существует и альтернативная точка зрения на время создания апокрифа.  Дж. Никельсберг относит написание Вознесения Моисея к периоду Маккавейских войн (167-160 годы до н.э.).

Вознесение Моисея было написано на иврите, однако до нас дошел лишь его греческий перевод, что характерно и для других ветхозаветных апокрифических текстов, а также перевод на латынь.

Текст Вознесения Моисея сохранился лишь частично. Дошедшие отрывки являются первой частью апокрифа. Данная часть носит апокалиптический характер. Повествование идет от лица Моисея, который раскрывает будущее Иисусу Навину перед своей кончиной. В этом отношении мы можем провести параллель с Книгой Второзаконие (31 глава), где описаны пророческие речи Моисея.

Мы также можем обратить внимание, что и в Библии, и в апокрифическом Вознесении Моисея данное пророчество было произнесено, когда Моисею было 120 лет. Сравним:

…и сказал им: теперь мне сто двадцать лет, я не могу уже выходить и входить, и Господь сказал мне (Второзаконие)

…(Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его,)… (Вознесение Моисея)

Вознесение Моисея стало известно широкой публике в 1861 году после того, как итальянский библеист А. Чериани нашел в библиотеке Милана перевод данного апокрифа на латынь. Рукопись датировалась 5 веком.  Что же касается авторства, то большинство исследователей сходятся во мнении, что Вознесение Моисея было создано в ессейской среде. Сравнение с Кумранскими летописями подтверждают это мнение. Вероятно, Вознесение Моисея было написано в Палестине.

Вознесение Моисея состоит из 12 глав. Текст представляет собой пророчество о грядущем народа Израиля. Дошедший до нас текст можно разделить на следующие смысловые части:

  • Близкая кончина Моисея,
  • Иисус Навин — новый пророк Израиля,
  • Пророчество о грядущей судьбе Израиля.
  • Плач Иисуса Навина о скорой кончине Моисея.
  • Последние слова Моисея о важности соблюдения заповедей.

В иносказательной манере в тексте Вознесения Моисея можно найти описание разрушения и восстановления Первого Храма, правление Хасмонеев и пр.

Вознесение Моисея — краткое содержание и толкование

Глава 1.  Моисей, перед тем как умереть, выбирает Иисуса Навина в качестве преемника. Подчеркивается роль Моисея как посредника между Богом и людьми.

Главы 2-5. Краткое изложение Еврейской истории до эллинизации. История приводится в виде предсказаний.

Глава 6. Описываются исторические личности, в том числе Хасмонеи и Ирод Великий с сыновьями.

Глава 7. Повествует о конце дней, однако рукопись слишком фрагментарна для того, чтобы полностью понять суть.

Глава 8. Повествует о великом гонении на евреев. Некоторые исследователи интерпретируют данную главу, как эсхатологическое пророчество,  другие –  интерпретируют описываемые события, соотнося их со временем до восстания Маккавеев. Существует предположение, что изначально главы 8 и 9 были располагался между главами 5 и 6.

В главе 9 рассказывается о муже из колена Левиева, по имени Таксо, и его семи сыновьях, которые противостояли эллинизации,  заточив себя в пещеру.

Глава 10 представляет собой эсхатологические гимн: в конце времен Бог накажет язычников и возвеличить Израиль.

Главы 11 и 12. Наставления Моисея Иисусу Навину о соблюдении заповедей.

Главная тема Вознесениея Моисея

Главная тема Вознесение Моисея – апокалиптический детерминизм истории, которая разворачивается только по плану Бога, независимо от действий израильтян или язычников. Другой темой является фигура Моисея, который показан в качестве посредника и ходатая между Богом и человечеством.

Вознесение Моисея

В тексте есть ссылки – пояснения после текста

I.

[Завещание Моисея, данное им в сто двадцатый год жизни его,] который есть две тысячи пятисотый год от сотворения мира, а по тем числам, что на Востоке, — четырехсотый по отправлении из Финикии (1) — когда вышел народ с Моисеем и дошел до Аммона за Иорданом по пророчеству Моисееву в Книге Второзакония. Позвал Моисей к себе Иисуса, сына Навина, человека, угодного Господу, дабы стал он преемником народа и Ковчега Завета со всеми святынями его и дабы ввел народ в землю, данную коленам его (2), — дать им ее по завету и по клятве, которую произнес он в скинии, что даст ее через Иисуса; и сказал Моисей к Иисусу такое слово:

«Обещай, что все сотворишь, что поручено тебе, сотворишь со старанием, в точности и без ропота, ибо так говорит Господь мира.

Создал Он мир ради народа Своего и не сделал начала творения ясно видимым от начала мира, дабы обличились тем народы и низкими речами своими обличили себя. Так Он измыслил и изобрел меня, от начала мира готового стать судьею завета Его. И ныне открою тебе, что совершилось время лет жизни моей и отхожу я в успение отцов моих. Предо всем народом прими писание сие, дабы не забывал ты хранить книги, кои передам тебе, ты же их расположишь в порядке и запечатаешь и положишь в сосудах глиняных в месте, созданном от начала мира, дабы призывалось имя Его вплоть до дня покаяния с почитанием, коим почтил их Господь на исходе дней (3)

II.

 Войдут они с тобою в землю, которую назначил и обещал Он дать отцам их. В ней благословишь ты и дашь каждому и установишь им жребий мой и утвердишь им царство и управление на местах определишь им по тому, как угодно будет Господу их по суду и справедливости.

После того как войдут в землю свою, пройдет [пять] (4) лет, и будет власть вождей и тираннов восемнадцать лет (5), и на девятнадцать лет (6) отделятся десять колен, ибо отойдут два колена и перенесут Ковчег Завета. Тогда Бог небесный явит ковчег свой и башню святилища своего. И утвердятся два колена святости, десять же колен установят себе по законам своим царства. И будут приносить жертвы двадцать лет (7): за семь лет соорудят стены, и ограждать их буду девять лет, и нападать будут на завет Господень [четыре года], и, наконец, осквернят договор, который сотворил с ними Господь. И принесут детей своих в жертву чужеземным богам, и установят в скинии идолов, служа им, и в доме Господа будут вершить преступления, и многих идолов всех животных сделают.

III.

В те времена придет к ним с востока царь, и покроет конница землю их, и сожжет он огнем поселения их со святым храмом Господним, и все святые сосуды он истребит, и весь народ изгонит, и уведет их в землю отчизны своей, и два колена уведет с собой. Тогда воззовут два колена к десяти коленам, и лягут словно львица, покрытые пылью в полях, алчущие и жаждущие с детьми нашими, и возопиют: «Праведен и свят Господь! Отчего вы грешили, а мы так же уведены с вами?» Тогда восплачут десять колен, слыша слова упрека от двух колен и скажут: «Что сделали мы вам, братья? Не во весь ли дом Израилев вошло горе это?» И все колена восплачут, вопия к небу и говоря: «Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, воспомни завет Твой, который заключил Ты с ними, и клятву, которою клялся Ты им, что никогда не упразднится семя их от земли, которую Ты дал им» (8).

И в тот день воспомнят имя мое, говоря колено к колену, и всякий человек к ближнему своему: «Не то ли это, в чем удостоверял нас Моисей в пророчествах своих, он, претерпевший многое в Египте и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет, свидетельствуя и призывая в свидетели небо и землю, да не преступим мы заповедей Его, в коих был он нам судьею; и так случилось с нами по словам Его, и по уверению Его, как свидетельствовал он нам в те времена (9), и вышло, что ведут нас, плененных, в Восточную землю, где и будем мы рабами около семидесяти семи лет. (10)»

IV.

Тогда войдет один, стоящий над ними (11), и прострет руки, и преклонит колени свои, и станет молиться за них, говоря: «Господи, Царь всех, на высоком престоле властвующий над миром, возжелавший, дабы сей народ был народом Твоим избранным, — тогда хотел Ты называться их Богом по завету, который заключил Ты с отцами их. И пошли они, плененные, в землю чуждую с женами и детьми своими, и пребывают у врат иноплеменных и там. Где же величие великое? Призри и смилуйся над ними, Господь небесный!» Тогда воспомнит о них Бог по завету, что сотворил Он с отцами их, и явит Он милосердие Свое, и вложит в те времена в душу царя, дабы смиловался над ними, и отпустит их царь в землю и область их. Тогда поднимутся некоторые части колен и пойдут в свое место установленное и обновят укрепления его. Два же колена пребудут в вере своей, печальные и плачущие, ибо не смогут принести жертв Господу отцов своих, десять же колен увеличатся и умножатся среди племен во времена пленения их.

V.

(12) … Когда же приблизятся времена обличения, мщение наступит от царей, соучастников преступлений, кои разделятся воистину. Потому и было сказано: «Уклонятся от праведности, и перейдут к неправедности, и осквернят нечестиями дом служения своего, и осквернятся служением чужим богам. И не последуют истине Божией, но осквернят алтарь дарами, кои воздадут Господу — не жрецы, но рожденные рабами от рабов. Ибо те, которые суть ученые учителя их, будут взирать в те времена на лица страстей, и, принимая дары, продадут праведность в наказаниях. И настолько наполнится население и предел обитания их преступлениями и обидами Бога, что те, кто творил беззаконие пред лицем Господа, судьями станут и судить будут, кто как пожелает».

VI.

Тогда восстанут у них цари властные. Назовутся они священниками великого Бога и удалят творящих нечестие от святая святых. И придет вслед за ними царь дерзновенный, который не будет из рода священнического (13). Сей человек — безрассудный и злой, и будет судить он их, как они того достойны. Истребит он вождей их мечом, и в неизвестные места порознь положит тела их, дабы не ведал никто, где тела их. Погубит он старших возрастом и юношей не пощадит. Тогда страх пред ним будет великий в земле их, и станет он вершить суд над ними, как вершили его Египтяне, тридцать четыре года, и покарает их. И породит он сыновей, кои будут царствовать не столь долго, и придут в землю их когорты мощного царя Западного (14), и одолеет он их и уведет в плен и часть храма их огнем сожжет, некоторых же распнет вокруг поселения их.

VII.

(15) … После того совершатся времена (…) и будут править ими люди погибельные и нечестивые, называющие себя праведными, и возбудят они гнев душ своих, будучи людьми коварными, себе угождающими, лживыми во всех делах своих и во всякий час дня, любящими пиры, чревоугодниками (…) пожиратели имущества бедных, скажут, что творили это по милосердию (…) и истребляя стяжателей. Будут обманывать, скрываясь, дабы не уличили их, нечестивцев, в преступлении, исполненные неправедности, от восхода до заката говоря: «Будут у нас роскошные ложа, и станем есть и пить на них. И помыслили мы, что будем, словно князья». И руки их, и умы творят нечистое, и уста их полны слов надутых. И скажут они: «Не касайся, да не осквернишь места моего (…)»

VIII.

Придет к ним мщение и гнев, какого не бывало у них от века до того времени. Тогда восставит им Господь царя из царей земли и мощь из мощи великой, что распнет на кресте исповедующих обрезание. И предаст он пыткам тех, кто откажется, и повелит в оковах отвести в темницу. А жен их отдадут богам языческим; сыновья же их, мальчики, обрезанные врачами, принуждены будут принять необрезание (16). Будут карать их пытками, огнем и железом, заставят их носить идолов своих оскверненных, как и те, кто им служит, и заставят их мучители войти в тайное место свое, и понудят их стрекалами произнести слова хульные, а потом и законы похулить, положенные на алтаре их.

IX.

 Тогда восстанет муж из колена Левиева, имя коему будет Таксо (17). Имея семерых сыновей, обратится к ним с просьбою: «Смотрите, сыны, вот, свершилось второе отмщение народу — жестокое и нечестивое, и пленение безжалостное, и превосходят они бывшие доселе. Какое племя, какая земля, какой народ, нечестивых, творивших преступление в доме своем, столько бед претерпел, сколько нас обступило? Ныне, послушайте меня, дети, ибо видите и знаете, что никогда не испытывали Бога ни родители наши, ни праотцы, преступая заповеди Его. Ибо знаете: в этом сила наша. Сделаем так: будем поститься три дня, а на четвертый день войдем в пещеру, которая на поле, и умрем лучше, чем преступим заповеди Бога богов, Господа родителей наших. Если так сотворим и умрем, кровь наша отомщена будет пред Господом».

X.

И тогда явится царствие Его во всяком творении Его. И тогда диавол обретет конец, и скорбь с ним отойдет. Тогда наполнится рука ангела, утвержденного на небесах (18), и тотчас избавит он их от врагов их. Ибо поднимется Небесный с престола царствия Своего и выйдет из святого жилища Своего с негодованием и гневом на сынов Своих. И задрожит земля и до пределов своих сотрясется, и высокие горы понизятся и сотрясутся, и долины падут, солнце не даст света, и во мрак обратятся рога луны и сокрушатся, и все обратится в кровь, и круг звезд смешается, и море отступит до бездны, и источники вод иссякнут, и реки высохнут. Ибо восстанет великий Бог, единый и вечный, и явится всем и отомстит народам и уничтожит всех идолов их. Тогда блажен будешь ты, Израиль, и поднимешься ты на головы и на крылья орлиные, и наполнятся они воздухом, и возвысит тебя Бог и утвердит тебя в небе звездном в месте пребывания звезд. И воззришь с высоты, и увидишь врагов своих на земле, и узнаешь их, и возрадуешься, и возблагодаришь, и хвалу вознесешь Создателю твоему. Ты же, Иисус Навин, сбереги слова сии и книгу сию. Ибо от того дня, когда приму я смерть, пройдет до пришествия Его двести пятьдесят времен (19). Столько времени пройдет, пока не прейдут времена.

Я же отхожу к успению отцов моих. Итак, ты, Иисус Навин, мужайся, тебя избрал Бог быть мне преемником в завете сем (20)».

XI.

Когда услышал Иисус слова Моисея, записанные в писании его, и все, что предрек он, разодрал одежды свои, пал к ногам его, и утешал его Моисей и плакал с ним. И отвечал ему Иисус и сказал; «Утешишь ты меня, господин мой Моисей, и как утешить меня в том, что сказано голосом горьким, что вышел из уст твоих, и полон слез и рыданий, ибо уходишь ты от народа Израилева. Какое место примет тебя, каков будет памятник могильный, кто осмелится перенести тело твое из одного места в другое? Ибо у всех, кто умирает в свое время, есть могилы свои на земле, твоя же могила — от восхода солнца до заката, и от австра до аквилона (21) — весь мир есть могила твоя, господин мой. Уходишь ты, и кто будет питать народ сей, и кто сжалится над ними, и кто вождем будет им в пути, и кто молиться станет за них? Не смогу я и одного дня вести их в земле предков. Как же буду я народу сему словно отец для единого сына или мать для дочери-девицы, что готовит ее для славного мужа, оберегает, боясь, тело ее от солнца и старается, дабы не поранила та ног своих, бегая по земле? Как дам им пищу по желанию их и насыщу их? Ведь их шестьсот тысяч — возросло их число молитвами твоими, господин мой Моисей. Какая же у меня мудрость и какое разумение в доме Божием словами судить и давать ответы? Но и цари Аморрей-ские, когда услышат об этом, помыслят, что одолеют нас, ибо нет больше с нами Духа Святого, достойного Господа, слову многоликого и непонятного Господа верного во всем, божественного пророка всего мира, ведь умер он и нет более в веке сем учителя, — и скажут они тогда: «Пойдем на них, если нечестивое совершили они единожды Господу своему, нет у них заступника, который бы вознес молитвы Господу, каков был Моисей, великий вестник. Он по целым часам стоял днем и ночью коленами своими на земле, молясь и взирая на мир и всех людей с милосердием и праведностью, памятуя о завете предков своих и клятвами умилостивляя Господа». Итак, скажут они: «Не с ними Бог. Пойдем же и сотрем их с лица земли». Вот как будет с народом сим, господин мой Моисей».

XII.

И, закончив слова свои, вновь пал Иисус к стопам Моисеевым. И взял Моисей его за руку и посадил пред собою на сидение. И отвечал и сказал ему Моисей: «Иисус, не бойся за себя, но будь уверен и внемли словам моим. Все народы, какие есть в мире, создал Бог, и предусмотрел Он о них и о нас от начала творения всего мира. И до скончания века нет ничего, чего бы не усмотрел Он до самой малой вещи, но все он предусмотрел и устроил… Все в этом мире предусмотрел Он, и вот, [истребляется…] (22) Меня поставил он молиться за них и за грехи их — и заступником быть им — не по добродетели моей и не по немощи, но в меру милосердия Его и терпения Его. Говорю же тебе, Иисус: не по благочестию народа сего истребишь ты язычников; все тверди небесные Богом созданы и одобрены, и лишь под Его десницею они. Итак, творящие и совершающие заповеди Божий возрастают и по доброму пути продвигаются, а согрешающим и пренебрегающим, нет им добрых заповедей в том, что предсказано. И будут они покараны язычниками и преданы многим пыткам. Но не может быть того, чтобы совершенно уничтожил их Он и оставил (23). Ибо выйдет Бог, провидящий все вовеки, и тверд завет Его и клятва в том, что…»

Вознесение Моисея. Толкование.

(1) Речь идет о переселении Иакова с сыновьями в Египет. Финикией назван Ханаан.

(2) автор цитирует Второзаконие 31:14.

И сказал Господь Моисею: вот, дни твои приблизились к смерти; призови Иисуса и станьте у [входа] скинии собрания, и Я дам ему наставления. И пришел Моисей и Иисус, и стали у [входа] скинии собрания.

(3) Автор цитирует Второзаконие 31:24 -27

Когда Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца, тогда Моисей повелел левитам, носящим ковчег завета Господня, сказав: возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя;

(4) Число «пять» вставлено издателями на основании данных из Книги Иисуса Навина 14:10.

итак, вот, Господь сохранил меня в живых, как Он говорил; уже сорок пять лет прошло от того времени, когда Господь сказал Моисею слово сие, и Израиль ходил по пустыне; теперь, вот, мне восемьдесят пять лет;

(5) Подразумеваются не реальные годы, а царствования, а именно правление 15 судей и трех царей единого Иудейского государства — Саула, Давида и Соломона.

(6) Речь идет о правителях Израильского (Северного) царства — от Иеровоама I до Осии.

(7) Речь идет о правителях Иудейского (Южного) царства.

(8) Аллюзия на Книгу Бытия 15:18; 26:24; 28:13.

В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата…

И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама, отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство твое, ради [отца твоего] Авраама, раба Моего.

И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему…

(9) Аллюзия на Второзаконие 28:15.

Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя.

(10) Цифра преувеличена —реально время Вавилонского плена не превышает 60 лет.

В книге пророка Иеремии (25:11) также встречаем преувеличение:

И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет.

(11) Вероятно, речь идет о пророке Данииле.

(12) Текст главы испорчен. Можно предположить, что в ней говорится о правителях из Хасмонейской династии (II-I вв. до Р. X.).

(13) Речь идет о царе Ироде, который был не только не священником, но даже не евреем, а идумеянином.

(14) Вероятно, подразумевается карательная экспедиция в Иудею и Галилею римского полководца Вара (4 г. до н.э).

(15) Текст главы очень сильно испорчен.

(16) Аллюзия на Первую книгу Маккавейскую (1:15)

… и установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло.

(17) Высказывалось много догадок относительно данного персонажа. Правдоподобной может оказаться гипотеза, что прототипом этого персонажа является герой 2-й и 4-й (апокрифической) Книг Маккавейских —  Елеазар книжник, принявший мученическую смерть. Если это верно, нужно предполагать, что настоящее имя должно писаться «Таксок», т. к. суммы числовых значений букв в именах «Елеазар» и «Таксок» равны. Согласно Второй Книге Маккавейской, вслед за книжником Елеазаром погибают от рук язычников семеро сыновей одной матери, а в нашем месте говорится о семерых сыновьях самого Таксо.

(18) Очевидно, речь идет об архангеле Михаиле. Подобное находим в Книге пророка Даниила 12:1.

… И восстанет в то время Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего; и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге.

(19) Возможно, имеются в виду 250 седмин (= 1750 лет).

(20) Строки соответствуют Книге Второзаконие (31:7).

И призвал Моисей Иисуса и пред очами всех Израильтян сказал ему: будь тверд и мужествен, ибо ты войдешь с народом сим в землю, которую Господь клялся отцам его дать ему, и ты разделишь ее на уделы ему;

(21) от австра до аквилона – с юга до севера.

(22) Текст испорчен.

(23) Аллюзия на Второзаконие 30:4.

Хотя бы ты был рассеян [от края неба] до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя…