Послание к Филимону святого апостола Павла

Послание к Филимону —каноническая книга Нового Завета. Написана книга Святым апостолом Павлом и входит в число его Посланий. Это самое краткое из посланий Павла – длина его 25 стихов или 335 слов.

Читать и слушать Послание к Филимону.

1 Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему,

2 и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви:

3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

4 Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих,

5 слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым,

6 дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе.

7 Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых.

8 Посему, имея великое во Христе дерзновение приказывать тебе, что должно,

9 по любви лучше прошу, не иной кто, как я, Павел старец, а теперь и узник Иисуса Христа;

10 прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих:

11 он был некогда негоден для тебя, а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его;

12 ты же прими его, как мое сердце.

13 Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; 14 но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно.

15 Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда,

16 не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе.

17 Итак, если ты имеешь общение со мною, то прими его, как меня.

18 Если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.

19 Я, Павел, написал моею рукою: я заплачу; не говорю тебе о том, что ты и самим собою мне должен.

20 Так, брат, дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе.

21 Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю.

22 А вместе приготовь для меня и помещение; ибо надеюсь, что по молитвам вашим я буду дарован вам.

23 Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса,

24 Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои.

25 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Аминь.

Время и место написания.

Послание Павла Филимону написано, вероятно, во время первого заключения Павла в римской тюрьме в 62 — 63 гг. Подлинность послания и авторства на сегодняшний день не вызывают сомнений у исследователей-библеистов. Послание к Филимону входит в цикл «тюремных» посланий Павла. Вероятно, Послание Павла Филимону было написано одновременно с Посланием к Колоссянам.

Толкование на Послание к Филимону.

Послание к Филимону написано по определенному поводу. Во время своего пребывания в Риме Павел крестил некого Онисима – беглого раба. Вероятно, Онисим бежал от своего господина Филимона для того, чтобы встретится с Павлом.

Филимон был богатым жителем города Колоссы, обращенным в христианство апостолом Павлом. Вероятно, Павел и Филимон даже были друзьями. В приветствии и заключении упоминаются некие лица, вероятно, общие знакомые Павла и Филимона, или домочадцы Филимона. Церковь причисляет Филимона к лику 70 апостолов. В большом доме Филимона функционировала христианская церковь.  Здесь всегда могли найти приют странники-христиане.

Павел отправляет Онисима с посланием к Филимону, чтобы хозяин принял раба своего и не наказывал оного. Более того, Павел говорит, что Онисим, который принял крещение, стал братом крещеного Филимона – таким образом апостол уповает на братскую любовь во Христе.

В послании святой апостол Павел предстает перед нами как обычный живой человек со своими чаяниями. Имея право приказать Филимону, он этого не делает. Павел ходатайствует за Онисима как обычный человек, а не духовное лицо. Послание к Филимону в определенном смысле уникально. Это единственное частное письмо Павла, которое дошло до наших дней.

Несмотря на краткость послания, оно несет огромный смысл, так как передает отношение раннего христианства к рабовладельческому обществу.

Рабство было неотъемлемой частью античного мира. Даже величайшие умы античности принимали рабство и считали его в порядке вещей – само общество было основано на рабстве. Как свидетельствует Послание к Филимону, апостол Павел также принимал и не порицал институт рабства. Ранние христиане не выступали против рабства, так как это привело бы к их немедленному истреблению. Согласно христианской вере, освобождение должно наступить в свое время. Христианство устанавливало новые отношения, в которых социальные различия не имеют значения.