Психологический портрет Руфи.

Для понимания психологии Руфи необходимо проанализировать все ипостаси этой удивительной женщины, которой посвящена целая книга Библии. Итак, Руфь предстает перед нами как:

  • молодая вдова,
  • верная невестка,
  • верующая женщина,
  • жена Вооза,
  • матерь царей.

В каждой своей ипостаси, Руфь раскрывается с новой стороны, поэтому мы отдельно рассмотрим каждую, однако, давайте начнем со значения имени Руфи, которое также поможет поглубже проникнуть в ее психологию.

Подробно об истории Руфи можно прочесть здесь.

Значение имени в понимании психологии Руфи.

Еще с Библейских времен имя Руфь – одно из самых популярных женских имен. Elsdon C. Smith, в своем сборнике-анализе женских имен в Соединенных Штатах, помещает имя Руфь на седьмую позицию в списке самых популярных имен. Популярность имени, безусловно, связано с фигурой Руфи в Библии.

Имя Руфь означает по одной версии «достойная лицезрения», а по другой «подруга» или «подруга Бога». Подтверждения в тексте находят обе версии.

Версия первая: подобные (однокоренные) имена, как считают многие исследователи Библии, давали очень красивым младенцам. Считалось, что Бог благоволит им. А как известно из текста Книги Руфь, она действительно была хороша собой.

Версия вторая: Руфь была действительно верной подругой для Наоми.

Молодая вдова

Руфь – молодая бездетная вдова. Мужа Руфи звали Махлон, что означает «больной, немощный». Руфь была предана мужу и свекрови, так как понимала, что, выйдя замуж за моавитянку, Махлон взял на себя грех, потому что Закон Моисея запрещал любую связь с идолопоклонниками. Мы не знаем, насколько Руфь посредством мужа стала близка к Богу, но весьма вероятно, что она тепло приняла все, что ее муж рассказал ей о Иегове.

Лишившись мужа, Руфь осталась без поддержки и средств к существованию и столкнулась один на один со всеми проблемами. Однако, Руфь не стала проливать слезы над своей горькой судьбой. Она не искала жалости к себе и не выказывала отчаяния. Смерть мужа она, язычница, восприняла с большим смирением нежели Наоми, чья горечь говорила об отсутствии веры в Божье провидение. Таким образом, в сложной ситуации Руфь прошла первое испытание своей веры.

Верная невестка

Руфь оказалась очень верной невесткой. Вдовствующая Наоми, теперь лишенная и своих двух сыновей, которые умерли бездетными, более не имела никаких связей с Моавом. Когда в Вифлееме закончился голод, она приняла решение вернуться на родину.  Глубоко привязанная к своей свекрови, которая стала для нее второй матерью, Руфь решает сопровождать ее в Вифлеем. По пути она проходит второе испытание веры, когда Наоми просит ее возвратится к матери. В отличие от второй невестки, которая, хотя и решила собпровождать Наоми, но по пути все же решила возвратится в Моав, Руфь продолжает свой путь в Вифлеем.

Любовь Руфи к престарелой матери ее умершего мужа чиста и сильна. Она проявляется не на словах, а на деле.  Любовь Руфи к своей свекрови безгранична, хотя мы понимает, что утрата сыновей подкосила женщину и она стала озлобленной на свою судьбу и на окружающих.

Верующая женщина

Несмотря на то, что Руфь по сути росла в языческой среде, она стала весьма набожной и проявила чистоту веры. Как она отбросила идолопоклонство с его глупостью поклониться богам из дерева и камня и обратилась к красоте и блаженству истинной религии, в книге не сказано. Ясно лишь то, что она воспринимала евреев, как свой народ, а Бога мужа и Наоми, как своего Бога.  Она жаждала жить с теми людьми, «чей Бог есть Господь». Ее вера принимала форму спокойного, скромного служения и осталась незапятнанной каким-либо следом гордости или духовного надменности. Руфь — это пример естественной привязанности, способствующей восхождению к истинной религии. Твердое решение Руфи следовать за Иеговой и полностью отождествлять себя с Божьим народом принесло ей богатую награду – она стала предком Спасителя, который пришел в мир, чтобы спасти идолопоклонников и грешников от страшного суда. Чудо произошло в языческом сердце Руфи, и Бог заметил это.

Жена Вооза.

Вернувшись в Вифлеем, Наоми и Руфь жили только тем, что удавалось собрать во время уборки урожая. Престарелая Наоми уже не могла трудится, потому Руфи приходилось работать за двоих на полях благочестивого землевладельца Вооза —  дальнего родственника почившего мужа Наоми. Несмотря на сложность своей судьбы, Руфь не стыдилась бедственного положения и испытывала радость от жизни, будучи уверенной что Бог с ней. Именно поэтому она светилась чистой красотой даже работая в поле, что и заметил Вооз, сделавший ее впоследствии своей женой. Вооз был восхищен как красотой Руфи, так и ее личными качествами. Сердце Руфи не устояло перед добротой Вооза, по сути незнакомца из чужой страны.

Матерь Царей

Бог благословил брак Вооза и добродетельной Руфь сыном, которого они назвали Овид, что означает «слуга, который поклоняется». Поскольку Руфь была язычницей, которая пришла в Вифлеем, чтобы поклоняться Иегове, можно предположить, что имя сына выражало ее отношение к Господу. Овид стал отцом Иессея, который, в свою очередь, стал отцом царя Давида, предка Спасителя.

Руфь, несомненно, была Божьей избранницей. Как замечает Джордж Мэтисон: «В душе Иисуса снова заговорили свадебные колокола Руфи и Вооза и Моав и Израиль снова встретились. В сердце Сына Человеческого язычник стоит бок о бок с евреем как получатель общего божественного отцовства».