Евангелие от Марии – читать с толкованием

Евангелие от Марии – апокрифическое евангелие, датируемое 5 веком. Единственный папирус (Berolinensis 8502) с данной рукописью был обнаружен в 1896 г. Рукопись написана на Коптском. Немецкий ученый Карл Рейнхардт купил папирус с рукописью в Каире у местных торговцев.

Значение Евангелия от Марии сложно переоценить. Мы потеряли 85% христианской литературы первых двух веков нашей эры, поэтому все, что дошло, — действительно, на вес золота, ведь раннехристианская литература дает нам понимание того, как проходило становление и распространение христианства.

Содержание статьи.

РУКОПИСИ

Хотя в народе данное евангелие широко известно под названием ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ МАГДАЛИНЫ, оно не является каноническим и относится к апокрифам.

Папирус Berolinensis 8502, содержащий рукопись евангелия от Марии, также содержит Апокриф Иоанна, Софию Иисуса Христа, и Деяния Петра. Все четыре произведения, содержащиеся в рукописи, написаны на одном диалекте Коптского.

Еще 2 небольших фрагмента Евангелия от Марии были обнаружены на папирусах в 1897 и 1906 годах. Большинство ученых согласны с тем, что первоначально Евангелие от Марии было написано на греческом языке, вероятно во 2 веке. Некоторые библеисты даже относят написание Евангелия к 1 в. Из-за двух мировых войн, текст Евангелия от Марии был впервые опубликован только в 1955 году.

Вопросы авторства.

Хотя данное евангелие часто называют Евангелием от Марии Магдалины, все-таки правильное его название Евангелие от Марии, так как до конца не ясно, от чьего имени оно написано —  Марии Магдалины, или Марии – матери Иисуса.

Аргументы в пользу Марии Магдалины основаны на ее статусе как известного последователя Иисуса. Она была свидетелем воскресения Иисуса (Евангелие от Иоанна, глава 20), она упоминается в качестве одной из сопровождающих Иисуса в его странствиях (Евангелие от Луки, глава 8) и присутствует при его распятии (Евангелие от Матфея, глава 27). Более того, в Евангелии от Марии описано противостояние Марии и Петра, в некоторых других неканонических текстах также описано противостояние Марии Магдалины и Петра, поэтому можно сделать вывод, что и в обсуждаемом нами Евангелии речь все-таки идет именно о Марии Магдалине.

Авторство принято приписывать Марии Магдалине, но время написания не совпадает со временем ее жизни, поэтому мы можем констатировать, что автор евангелия от Марии не известен.

Краткое содержание Евангелия от Марии

Наиболее полный текст Евангелия от Марии содержится в папирусе Berolinensis 8502, но даже в нем отсутствует шесть страниц рукописи в начале документа и четыре страницы рукописи в середине. Рукопись начинается в середине повествования, поэтому нам не понятна обстановка и обстоятельства завязки сюжета. Вероятно, в первой, не дошедшей до нас, части есть упоминания о смерти Спасителя и сцена воскресения Спасителя. Спаситель, вероятно, ведет диалог с учениками, отвечая на их вопросы о природе материи и о природе греха. В конце обсуждения, Спаситель уходит, оставляя учеников растерянными и встревоженными. Согласно сюжету, Мария говорит апостолам слова утешения и ободрения. Затем Петр просит Марию, чтобы та поделилась с ними мудростью, которую Спаситель передал ей.  Мария отвечает на просьбу Петра, пересказывая разговор со Спасителем в своих видениях.

В разговоре, Спаситель учит, что внутреннее «я» состоит из души, духа/разума, и третьей субстанции, которая находится между этими двумя, и благодаря которой человек способен видеть видения. Затем текст обрывается и следующие четыре страницы отсутствуют. Когда повествование возобновляется, Мария больше не ссылается на свои видения о Спасителе. Она рассказывает о своем Откровении о восхождении души.

Речь Марии не встречает всеобщего одобрения. Андрей и Пётр выступают против Марии. Однако Левий поддерживает Марию, и апостолы относятся к ней более доброжелательно.

Краткое толкование Евангелия от Марии

Евангелие от Марии часто трактуется как гностический текст. Построение Евангелия напоминает другие известные гностические диалоги, которые содержат в своем дискурсе откровения в обрамлении повествовательных элементов. Диалоги, как правило, связаны с идеей Спасителя. Они повествуют о связи человека с Богом. Истинное спасение мыслится в возвращении к Богу и освобождении от материи после смерти. Евангелие от Марии содержит два подобных дискурса.

В обсуждаемом Евангелии Марии Магдалине придан высокий статус среди апостолов Иисуса. Левий фактически признает, что Иисус любил Марию больше, чем всех апостолов.

Евангелие от Марии можно рассматривать не только в качестве гностического текста, его можно толковать в более широком христианском контексте. Можно трактовать освобождение души от материи как освобождение от греховной природы. Как содержание, так и структура Евангелия от Марии ведут читателя внутрь личности к свободе истинного “я”, к душе, освободившейся от силы материи и страха смерти.

Вероятно, что в тексте нашла отражение напряженность в стане христиан во 2-м веке. Эта напряженность отражена в противостоянии Марии и Петра. Петр и Андрей представляют православную позицию, которая отрицает эзотерические откровения и отвергает власть женщин.

Это краткое повествование представляет собой радикальную интерпретацию учений Иисуса как путь к внутреннему духовному знанию; оно отвергает его страдания и смерть как путь к вечной жизни; оно представляет самый простой и убедительный довод о легитимности женского лидерства. Евангелие от Марии дает нам разительно другую картину о раннем христианстве: здесь нет романтических представлений о гармонии и единодушия среди первых христиан.

Евангелие от Марии было очень важным писанием. Оно учит, что все, будь то материальное или духовное, переплетается друг с другом. Однако все вернется на круги своя. Люди грешат, потому что они не признают своей духовной природы. Спасение достигается путем поиска своей истинной духовной природы, путем преодоления обманчивости телесных страстей. Евангелие от Марии предостерегает от тех, кто будет обманывать учеников. Всякий должен искать в себе истинную человечность, чтобы обрести внутренний покой.

Евангелие от Марии Магдалины разительно отличается от канонических евангелий Нового Завета. Действующие лица все те же:  Мария, Петр, Андрей, и Левий. Здесь же приводятся и фразы из канонических евангелий, однако многие идеи совершенно расходятся. К примеру, Евангелие от Марии отрицает такое понятие как грех в том понимании, которое исходит из канонических евангелий.

Евангелие от Марии было написано, когда христианство еще находилось в стадии зарождения, христиане были разбиты на общины, разбросанные по всему Восточному Средиземноморью. Каждая община искала свои идеи, трактовала христианские понятия по-своему. История воскресения Иисуса также трактовалась по-разному.  Устные предания господствовали в жизни ранних христиан. Устные проповеди, учения и ритуалы были ядром становления христианского опыта. Конечно, были и письменные документы, но в каждой общине был свой набор.

Как следствие их независимого развития, раннехристианские церкви иногда широко расходились во взглядах на важнейшие элементы христианской веры и практики. Такие основные вопросы, как содержание и смысл учения Иисуса о природе спасения, ценность пророческого авторитета и роли женщин и рабов были предметом острых дебатов

Первые христиане не имели ни Нового Завета, ни общепринятой иерархии церковной власти, ни церковных зданий, ни, тем более, единого понимания Иисуса. Никейский символ веры и Новый Завет являются конечными продуктами этих дебатов и споров христианских общин, они представляют собой квинтэссенцию опыта, рождавшегося в теологических конфликтах.

Вся ранняя христианская литература несет на себе следы этих споров. Самые ранние сохранившиеся документы христианства, и особенно послания Павла доказывают это. В то время, когда было написано Евангелие от Марии, эти дискуссии были в самом разгаре.

Читать Евангелие от Марии Магдалины.

1 – 6 страницы Евангелия от Марии Магдалины отсутствуют.

СТРАНИЦА 7

… Материя тогда разрушится или нет?

Спаситель сказал:

«Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом;

и они снова разрешатся в их собственном корне.

Ведь природа материи разрешается в том,

что составляет ее единственную природу.

Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»

Петр сказал ему: «Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это:

что есть грех мира?»

Спаситель сказал: «Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда

вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех».

Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы,

дабы направить ее к ее корню».

Далее он продолжил и сказал:

«Вот почему вы болеете и умираете, ибо …

СТРАНИЦА 8

вы [любите] то, что [вас] обманывает.

Тот, кто постигает, да постигает!

Материя породила страсть, не имеющую подобия,

которая произошла от чрезмерности.

Тогда возникает смятение во всем теле.

Вот почему я сказал вам:

Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы.

Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»

Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:

«Мир (…) вам! Мой мир (….), приобретите его себе!

Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:

«Вот, сюда!» или «Вот, туда!»

Ибо Сын человека внутри вас.

Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его.

Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не

СТРАНИЦА 9

ставьте предела кроме того, что я утвердил вам,

и не давайте закона как законодатель,

дабы вы не были схвачены им».

Сказав это, он удалился.

Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали:

«Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека?

Если они не сберегли его, как они сберегут нас?»

Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям:

«Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь,

ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам.

Лучше же восхвалим его величие,

ибо он приготовил нас и сделал нас людьми».

Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу,

и они начали рассуждать о словах Спасителя.

СТРАНИЦА 10

Петр сказал Марии:

«Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин.

Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты,

не мы, и которые мы и не слышали».

Мария ответила и сказала:

«То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это».

И она начала говорить им такие слова:

«Я, — сказала она, — я созерцала Господа в видении, и я сказала ему:

«Господи, я созерцала тебя сегодня в видении».

Он ответил и сказал мне: «Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня.

Ибо где ум, там сокровище».

Я сказала ему:

«Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, —

он созерцает душой [или] духом?»

Спаситель ответил мне и сказал:

«Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, — и [тот, который созерцает видение, и он [тот

СТРАНИЦЫ 11 – 14 отсутствуют.

СТРАНИЦА 15

его. И вожделение сказало:

«Я не увидела тебя нисходящей, но теперь вижу тебя восходящей.

Почему же ты лжешь, принадлежа мне?»

Душа ответила и сказала:

«Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала.

Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала».

Сказав это, она удалилась в великом ликовании.

Снова она пришла к третьей власти, именуемой «Незнание».

Она спросила душу, сказав:

«Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена.

Не суди!» И душа сказала: «Почему ты судишь меня, хотя я не судила?

Я была схвачена, хотя не схватила.

Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные,

СТРАНИЦА 16

будь то небесные».

Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах.

Первая форма — это тьма;

вторая — вожделение;

третья — незнание;

четвертая — смертная ревность;

пятая — царствие плоти;

шестая – лукавство плоти;

седьмая — яростная мудрость.

Это семь господств гнева.

Они вопрошают душу: «Откуда идешь ты, убивающая людей?» –

или: «Куда направляешься ты, поглощающая пространства?»

Душа ответила и сказала:

«Что хватает меня, убито;

что опутывает меня, уничтожено;

вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло.

В [мире] я была разрешена

СТРАНИЦА 17.

от мира и в отпечатке отпечатком свыше.

Узы забвения временны.

Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании».

Сказав это, Мария умолкла,

так как Спаситель говорил с ней до этого места.

Андрей же ответил и сказал братьям:

«Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала.

Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал.

Ведь эти учения суть иные мысли».

Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей.

Он спросил их о Спасителе:

«Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто?

Должны мы обратиться и все слушать ее?

Предпочел он ее более нас?»

СТРАНИЦА 18.

Тогда Мария расплакалась и сказала Петру:

«Брат мой Петр, что же ты думаешь?

Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?»

Левий ответил и сказал Петру:

«Петр, ты вечно гневаешься.

Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники.

Но если Спаситель счел ее достойной,

кто же ты, чтобы отвергнуть ее?

Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо.

Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся!

И облекшись совершенным человеком,

удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие,

не ставя другого предела, ни другого закона,

кроме того, что сказал Спаситель». Когда

СТРАНИЦА 19.

[…] и они начали уходить, [дабы про]возглашать и проповедовать.