Слушать ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ глава 16 онлайн
1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;
2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;
4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.
5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?
6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.
7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.
8 И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.
9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.
10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.
17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.
18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
«9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».
Что-то никак не пойму, кто это говорит, что друзей себе нужно приобретать богатством неправедным: господин в притче или Учитель, рассказывая притчу? Если господин в притче, то все понятно. А если Учитель, то это значит, что можно за счет чужого богатства, пусть и неправедного, друзей себе сыскать? Т.е. можно чужим богатством по своему усмотрению распорядиться, если посчитаешь его неправедным??
Добрый день, Михаил. Говорит Учитель. Богатством неправедным (суетным и скоропреходящим) он велит пользоваться для привлечения людей к Церкви.
Притчею о неверном управителе Иисус говорил Своим последователям, чтобы учились пользоваться земным богатством для достижения целей Царства Божиего.
Спасибо огромное за пояснение!
Но все равно не понимаю: богатство-то не управителя. Как можно пользоваться чужим богатством для привлечения людей к церкви?
Или именно образом довольного господина, похвалившего неверного управителя, Учитель дает понять о том, что данный поступок был правильным, богоугодным? Но ведь тогда господин, а не неверный управитель, должен снискать себе друзей таким поступком?
Правильно я понимаю, что Учитель все-таки порицает неверного управителя:
«10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?»
Эта притча Иисуса в целом наиболее трудная для толкования. И существуют разные версии. На раз уж Вы интересуетесь… вот наиболее популярное толкование.
Большинство толкователей видят в образе управителя образ Бога, а под вверенным ему имуществом понимается все, чем наделил Он человека — материальные и духовные блага, физические возможности, здоровье, таланты и прочие способности, которые нужно употреблять исключительно на богоугодные дела.
В пример поставлено не то, что управитель (по сути человечество) неправедно распоряжался данным имуществом (всем данным от Бога), но то с каким усердием он пытался исправить ситуацию.
В духовном смысле таким же образом должен поступать человек, невзирая на тяжесть грехов и даже будучи на смертном одре не терять надежду на спасение, предпринимая все к тому возможное.
Нужно учитывать всю главу в целом — у человечества два пути: либо быть слугой маммону (лукавому), либо быть слугой Богу.
Про господина и управителя — управитель в конце встал на праведный путь, он ,приняв всю ответственность на себя, простил часть долгов должникам (и господина не оставил без благ и должникам помог). Увидя это его благое деяние господин, понял что тот исправился и простил его.
Далее учитель говорит, чтобы люди не боялись нищеты и служили только Богу, ибо найдется богатый, кто поддержит их в трудную минуту, а если не поддержит то гореть ему в аду, а у праведных людей служащих Богу на лоно Авраамово (притча о богаче и нищем Лазаре)
Понятно и вразумительно раз’ясняет эту главу Свяенник Олег Стеняев/в интернете есть/.Мне лучше всего понравился его ответ.
В древности управителю чужим хозяйством не платили жалованья, а брали его в долю. Это было разумно, поскольку управитель будет заинтересован в том, чтобы хозяйство процветало и его личная доля увеличивалась. Таким образом, у управителя были свои дивиденды в хозяйстве, откуда его собрались изгнать. Вместо того, чтобы предъявить права на свою долю в прибыли, что хлопотно и мало возможно, управитель решил свою часть прибыли отдать должникам, переписав расписки. Он может и докажет хозяину своему, что именно ему причитается, включая и ту часть своей доли, которая указана в долговых расписках, но как это будет не просто. Отдавая свою часть прибыли должникам, управляющий передаёт часть своего добра, как залог доброй воли, в надежде, что должник ему поможет в будущем. Что хозяин откажется отдавать, что должник, какая разница? Но хозяин (господин) похвалил за то, что он так действовал не ущемляя его интерес. А отдача масла, или зерна под проценты есть прибыль неправедная.
Ну, может быть, я и не прав, но я тоже думал над этой притчей.