Битва при Иерихоне

Согласно книге Иисуса Навина, Битва за Иерихон была первым столкновением израильтян в ходе завоевания Ханаана. Согласно книге, стены Иерихона пали после того, как священники, следуя за вооруженной армией, обошли вокруг города с семью юбилейными трубами и ковчегом завета.

История битвы за Иерихон в книге Иисуса Навина.

Библейская история Иерихона описана в 6 главе книги Иисуса Навина.

Пятикнижие Моисея повествует о том, как Ной проклял Ханаана, и как Бог завещал землю Ханаанскую Аврааму и его потомкам. Дети Израиля (потомки Авраама) сами стали рабами в Египте, но Моисей с Божьей помощью вывел их из Египта к границам обетованной земли Ханаана. Там Моисей поручил народу Израиля сплотится под командованием Иисуса Навина.

Народ Израиля перешел через реку Иордан в землю Ханаанскую. Это была земля молока и меда. Проведя сорок трудных лет, блуждая по пустыне, народ Израиля сейчас были на восточном берегу Иордана. Их задача: взять землю Ханаанскую, Землю обетованную. Однако, их первое препятствие – это город Иерихон, неприступный город-крепость.

раскопки древнего Иерихона
Раскопки древнего Иерихона

Такие города либо штурмовали, либо, чаще, окружали и брали измором. Захватчики могли попытаться ослабить каменные стены огнем или путем рытья туннелей, могли сделать земляную насыпь, которая служила бы в качестве пандуса. Каждый из этих методов штурма требовал недель или месяцев подготовки, и нападавшие, как правило, несли большие потери.

Однако стратегия завоевания Иерихона была уникальной — она была заложена Самим Богом.

Иисус Навин послал соглядатаев в Иерихон, первый город Ханаана, который должен был быть завоеван. Дети Израиля быстро поняли, что народ Ханаана пребывает в страхе Израиля и их Бога. Израильтяне проходили вокруг стен Иерихона каждый день в течение семи дней. На седьмой день священники и армия обошли семь раз вокруг стен, затем священники затрубили в трубы —  и стены города рухнули.

Мужей и жен, молодых и старых, волов и овец, и ослов — все истребили мечом. В живых осталась лишь блудница Раав и ее семья, так как они приютили лазутчиков.

Историчность события

Иерихон был на втором месте в Святой Земле (после Иерусалима) где начали проводить раскопки.

В 1868 году Чарльз Уоррен определил холм Телль-Эс-Султан как место описанных в Библии событий. В 1930-36, Джон Гарстанг провел там раскопки и обнаружили остатки рухнувшей стены, датируемые примерно 1400 г. до нашей эры.

Взятие Иерихона
Взятие Иерихона. Художник James Tissot

Кэтлин Кеньон, изучавшая это место в 1952-1958 годах, доказала, что разрушение стен произошло примерно в 1500 г. во время Египетских завоеваний.  Выводы Кеньон были подтверждены в 1995 году радиоуглеродными тестами. Поэтому нужно сказать, что раскопки в Телль-Эс-Султане, предполагаемом месте события, не выявили данных, свидетельствующих об историчности библейской истории. На сегодняшний день ученые практически единодушны в том, что книга Иисуса Навина исторична лишь в малой степени.

История завоевания Иерихона представляет собой не исторический факт, а, скорее, националистическую пропаганду царей иудейских и обоснование претензии на территорию израильского царства после 722 г. до н. э.

Многие библеисты верят, что глава, описывающая падение Иерихона, была включена в книгу Иисуса Навина позже основного текста, вероятно в конце правления царя Иосии (правил в 640-609 до н. э.), а потом доработана после возвращения из Вавилонского плена в 538.

Однако, стоит сказать о том, что все это – лишь догадки и что археологические раскопки могут только подтвердить какой-либо факт, а вот опровергнуть – не всегда, возможно, доказательства историчности библейской истории падения Иерихона пока не найдены и руины тех самых стен все еще лежат где-то под землей.

Библейский смысл битвы при Иерихоне

Взятие Иерихона — это первая большая победа израильтян над Хананеями. Это победа народа Божия над своими противниками. Победа была достигнута, в первую очередь, великим актом веры. Именно вера свергла массивные стены, возвышавшиеся как неприступные бастионы вокруг города.

Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении. (Послание к Евреям, глава 11)

Важно понимать, что вера здесь – это не бездействие, это действие, несмотря на опасность. Это та вера, о которой говорит Иоанн:

Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. (Первое послание от Иоанна, глава 5)

Вера без дел мертва. Вера – это постоянная работа.  Мы прилагаем все усилия, чтобы делать то, что Бог говорит, и соблюдать Его заповеди. Иисус Навин и израильтяне выполняли заповеди Бога и завоевали Иерихон. Бог дал им победу над врагом. Так происходит и сегодня: если мы имеем истинную веру, мы вынуждены повиноваться Богу, и Господь дарует нам победу над врагами, с которыми мы сталкиваемся на протяжении всей жизни. Послушание является ясным свидетельством веры.

Иерихонские трубы — символическое значение

Для понимания истории падения Иерихона необходимо проанализировать феномен Иерихонских труб. Какая сила есть в звучании иерихонских труб, чтобы привести к падению прочных стен?

Иерихонские трубы и ковчег завета
Иерихонские трубы и Ковчег Завета

Падение стен города от звучания священных Иерихонских труб –  символ торжества духа над материальной силой. Иерихонские трубы в сопровождении гимнов поклонения истинному Богу есть то проявление ума или веры, которое всегда торжествует над материальными препятствиями.

Если будешь веровать, увидишь славу Божию (Евангелие от Иоанна)

Многих интересует вопрос: почему всех жителей предавали мечу? Почему Бог повелел свершить такое? Здесь есть две точки зрения.

Первая заключается в том, что Иерихон был местом Божьей битвы, а не человеческой. Бог, который создал людей, имеет суверенное право их уничтожить. Духовные наследники Джона Уэсли подтверждают, что в книге Иисуса Навина отражена истина абсолютного суверенитета ветхозаветного Бога.

Второй ответ лежит в плоскости Божьей справедливости. Иисус Навин и израильтяне были Божьим орудием суждения. Независимо от степени греховности Ханаана, Божий суд над ним был справедливым.