Содержание статьи:
Апокалипсис Петра – краткие исторические сведения
Апокалипсис Петра (или Откровение Петра) — раннехристианский текст II века, яркий пример апокалиптической литературы с эллинистическим подтекстом. Апокалипсис Петра не входит в состав Библии, но упоминается в каноне Muratorian, старейшем из сохранившихся до нашего времени списке книг Нового Завета.
Текст сохранился в двух неполных версиях утраченного греческого оригинала, греческой версии койне и эфиопской версии, которые значительно расходятся. Эфиопская версия была множество раз переписана и со временем перестала походить на первоисточник. Греческая рукопись была неизвестна до 1887 года. Она была найдена в Верхнем Египте. Фрагмент состоял из пергаментных листов, которые, как утверждалось, были положены в могилу христианского монаха 8-го или 9-го века. Сегодня эта рукопись находится в коптском музее в Старом Каире. Эфиопская версия была обнаружена в 1910 году.
До момента обнаружения рукописей Апокалипсис Петра был известен лишь по многочисленным цитатам из ранних христианских писаний.
Апокалипсис Петра был без сомнений написан для широкой аудитории и широкого круга читателей. То, что Апокалипсис Петра упоминается в Каноне Муратори, свидетельствует о том, что написан он был не позднее 170 года.
Апокалипсис Петра оформлен как проповедь Воскресшего Христа, предлагающая видение сначала неба, а затем ада. В Апокалипсисе подробно рассказывается о наказаниях в аду за каждый вид преступления. Позже некоторые мотивы Апокалипсиса Петра будут использованы Иеронимом Босхом в его триптихе «Сад земных наслаждений».
Климент Александрийский, по-видимому, считал Апокалипсис Петра Священным Писанием. И хотя многочисленные ссылки на Апокалипсис Петра свидетельствуют о том, что он когда-то был в широком обращении, но в конечном счете текст не был принят в христианский канон.
Апокалипсис Петра — читать
Когда Спаситель сидел в храме, во внутренней части здания согласия и совета девятого столба и отдыхал при созерцании числа величия, живого и неоскверняемого, сказал он мне:
«О Петр, блаженны те свыше, принадлежащие Отцу, тому, который через меня открыл истинную жизнь тем, кто предназначен к этой жизни. Я вспомнил о тех, кто утвержден на прочном основании, что позволяет им слышать мое слово и отличать слова неправедности и беззакония от слов закона и праведности, ведь они происходят с высоты всего, что принадлежит Плероме истины, получив свет по благоволению того, кого искали начала. И не могли они найти его, и не было сказано о нем ни в одном поколении пророков. Он явился только теперь среди них в виде того, который явился, т.е. в виде Сына Человеческого, который выше небес, вызывая страх у людей подобной сущности. Ты же, Петр, стань совершенным в соответствии со своим именем, и пребудь вместе со мной, который избрал тебя, ведь из тебя я сделал начало другой оставшейся части людей, которую я призвал к знанию. Так что стань сильным по отношению к тем, кто только подражает праведности того, который с самого начала призвал тебя, чтобы ты смог познать его так, как это подобает сделать: об отречении от него, которое предстоит ему, и об оковах его рук и его ног, о венчании его терновым венцом теми, которые принадлежат середине, и о его светлом теле, которое они несут в надежде служения из-за получаемой награды, и о том, как он трижды в эту ночь укорит тебя».
Когда же он еще говорил это, увидел я священников и народ, бегущих к нам с камнями, как если бы они собирались убить нас. И испугался я, что мы умрем. И сказал он мне:
«Петр, я говорил тебе много раз, что они слепы и нет у них поводыря. Если ты хочешь знать их слепоту, возложи свои руки на глаза твоей одежды и скажи, что ты видишь».
Но когда я сделал это, то не увидел ничего и сказал: «Так ничего нельзя увидеть».
Снова сказал он мне: «Сделай это еще раз».
И нашел на меня тогда страх вместе с радостью, ведь увидел я новый свет, причем был он ярче света дневного. Сошел он после этого на Спасителя, и я рассказал ему о том, что я увидел.
И сказал он мне снова: «Подними свои руки и послушай, что говорят священники и народ».
И я услышал, как говорили священники, когда сидели они с книжниками, а толпа кричала тем временем. Когда он услышал это от меня, сказал он мне: «Обрати уши и послушай той, что они говорят».
И я снова стал слушать и сказал ему: «В то время, как ты сейчас здесь сидишь, они прославляют тебя».
И когда я еще говорил это, ответил Спаситель: «Я говорил тебе, что они слепы и глухи. Теперь же послушай то, что будет сказано тебе в тайне, и сохрани это. Не рассказывай этого сынам века сего. Ведь они будут поносить тебя в этом веке, не зная тебя. Но когда узнают, будут тебя прославлять. Ведь многие возьмут начатки нашего учения, но все-таки отвернутся от него по воле отца их заблуждения, потому что они делали то, что ему угодно. И он явит их, т.е. служителей слова, на своем суде. Те же, которые примешались к ним, станут их пленниками, поскольку они неразумные. Чистого же, простодушного и доброго толкают они к делателю смерти и в царство тех, которые прославляют Христа в восстановлении. И они прославляют людей, которые распространяют ложь, те, которые будут после тебя. И они будут привержены имени мертвеца, думая, что они очистятся. И осквернятся они еще больше и упадут в имя заблуждения и в руки злого мошенника и учения, которое имеет множество образов, и эти последние будут править ими еретически. Ведь некоторые из них будут осквернять истину и проповедовать дурное учение. И будут они злословить друг на друга.
Некоторые же дадут себе имя, — поскольку они находятся под воздействием архонтов, — некоего мужа и нагой женщины, которая имеет множество образов и подвержена множеству страстей. И те, которые говорят это, будут спрашивать о видениях. Даже если они говорят, что видение произошло от демона, достойного их заблуждения, даже и тогда будет дана им погибель, а не нетленность. Ведь зло не может дать хорошего плода. Ведь каждый, откуда бы он ни происходил, дает то, что ему подобно. Ведь не каждая душа происходит от истины, и не каждая душа от бессмертия. Ведь любая душа этих веков, по нашему мнению, обречена на смерть, поскольку она всегда остается рабом, так как она создана для своих желаний и их вечной погибели, той, в которой они пребывают, и той, из которой они происходят. Они любят создания материи, которая появилась вместе с ними. Души же бессмертные, о Петр, не похожи на них, но пока не исполнилось время, она (бессмертная душа) похожа на ту, которая смертна. Не откроет она свою подлинную природу, пребывая одна и будучи бессмертной, думая о бессмертии, веря и страстно желая отречься от смертных душ. Ведь не собирают смокв с терния или с колючего кустарника, если речь идет о разумных людях, ни винограда с терния. Ведь он происходит всегда только от того, от которого может происходить, и если он происходит от того, что недоброе, становится он для смертной души погибелью и смертью. А бессмертная душа происходит от вечного дерева, дерева жизни и бессмертия. И ее плоды происходят от дерева жизни, и они подобны ему. Итак, все то, что не существует, превращается в то, что не существует. Ведь глухие и слепые общаются только с теми, кто им подобны.
Другие же изменяются под воздействием дурных слов и таинств, ведущих народ к заблуждению. Некоторые не знают подлинных таинств, говоря о вещах, которые они не понимают, но тем не менее они будут хвастаться, что именно им принадлежит таинство истины. И в своем высокомерии они начнут высокомерно завидовать бессмертной душе, которая стала залогом. Ведь все власти, начала и силы этих веков хотят быть с бессмертными душами в этом тварном мире, чтобы им, которые не существуют, теми, которые истинно существуют, — хотя они и забыли себя, — были оказаны почести, хотя они не спасли их и не показали им пути, поскольку они сами все время желают стать неразрушимыми. Ведь если бессмертная душа получает силу от умного духа, тот час же присоединяют ее к одному из тех, кого они ранее совратили.
Многочисленные же другие, которые противостоят истине и являются вестниками заблуждения, утвердят свое заблуждение и закон против моих чистых мыслей, поскольку они смотрят лишь с одной точки зрения и думают, что добро и зло происходят из одного и таким образом искажают мое слово. И они будут возвещать неизбежную судьбу, от которой напрасно будет стараться убежать род бессмертных душ вплоть до моего пришествия — ведь бессмертные души находятся среди церковных христиан, — и вплоть до моего прощения их грехов, в которые они упали под воздействием своих противников (архонтов), искупленных мною из рабства, в котором они были, чтобы дать им свободу.
Тогда они создадут еще одно подражание во имя мертвеца, т.е. Гермы, первенца неправедности, для того, чтобы малые сии не поверили в свет, который действительно существует. Но они работники, которые будут выброшены во тьму внешнюю от детей света. Ведь они сами не войдут в царство света, но также и тем не дадут возможности войти, которые стремятся достичь освобождения них.
Другие же из них, которые имеют чувственные помышления, думают, что они смогут достичь мудрости братства — которое действительно существует и которое является духовным товариществом тех, которые имеют одно и то же происхождение, — в общении, через которое явится нетленный брак. Однако вместо этого явится род сестринства как результат подражания. Они — это те, которые подавляют своих братьев, говоря им: «Посредством этого (т.е. церковной общины) наш Бог дарит милость, поскольку спасение для нас может иметь место только в ней». При этом они не знают о наказании для тех, которые радовались тому, что было сделано малым сим, и которые смотрели на то, как их порабощали.
Другие же из них, которые не принадлежат к нашему числу, называют себя или епископом или же дьяконами, как если бы они получили свою власть от Бога. Они стремятся к первым местам. Однако они — лишь каналы безводные».
Я же сказал: «Я боюсь относительно того, что Ты сказал, что действительно малые сии, по нашему мнению, … Действительно, многие совратят многих живых, и они погибнут среди них. И когда они будут произносить твое имя, им будут верить».
Ответил Спаситель: «Лишь то время, которое отведено им в соответствии с их заблуждением, будут править они над малыми сими. После же окончания заблуждения возобновится не имеющий возраста век бессмертного понимания, и теперь уже они будут править над своими правителями. Он вырвет корень их заблуждения и выставит его на позор, и оно явится во всей своей наготе, которая ему присуща. А такие люди останутся неизменными. О Петр, пойдем и исполним волю Отца, который не подвержен осквернению. Ведь вот те, которые осудят себя самих, грядут. И они выставят себя на позор. Мне же они не смогут ничего сделать. А ты, о Петр, будешь стоять среди них. Не бойся своей слабости, их понимание будет закрыто. Ведь невидимый будет стоять он возле них».
Как только он сказал это, увидел я, как он был схвачен ими. И сказал я: «Что я вижу, о Господи? Ты ли это, которого они хватают, когда ты держишься за меня? Или кто этот тот, который стоит у креста, радостный и улыбающийся? Это кто-то другой, а не тот, чьи ноги и руки они приколачивают гвоздями?»
Сказал мне Спаситель: «Тот, которого ты видишь у креста, радостного и улыбающегося, есть живой Иисус. А тот, в чьи руки и ноги они вбивают гвозди, это его плотская оболочка, которая всего лишь отражение. Они предают позору то, что является его подобием. Но взгляни на него и на меня».
Когда же я взглянул, сказал я: «Господи, никто не смотрит на тебя. Давай убежим из этого места».
Он же сказал мне: «Я сказал тебе: «Оставь слепых!» И обрати внимание на то, что они не знают, что они говорят». Ведь сына своей славы, а не моего слугу выставили они на позор».
Увидел же я кого-то, который собирался подойти к нам, который был похож на него, т.е. того, который улыбался у креста. Был же он исполнен чистого духа, и это был Спаситель. Был же великий свет вокруг них и множество невыразимых и невидимых ангелов, которые благословляли их. Но я увидел его, в то время как они явили и прославляли его.
Сказал же он мне: «Будь сильным! Ибо тебе были даны тайны познать через откровение, что тот кого они распяли, является первородным, домом бесов и сосудом, в котором они обитают и который принадлежит Элохиму и кресту, находящемуся под законом. Тот же, который стоит возле него, это живой Спаситель, первая часть от того, которого они схватили. И он освободился и стоит радостно, взирая на тех, которые его преследовали. И они разделились между собой. Поэтому он смеется над их непониманием и знает, что они слепорожденные. Так вот останется то, что подвержено страданию, поскольку тело это подобие. А то, что было освобождено, это мое бестелесное тело. Я же умный дух полный сияющего света. Тот, которого ты увидел, когда он подходил ко мне, это наша умная плерома, та, которая соединяет совершенный свет с моим святым духом. Так вот то, что ты увидел, ты представишь тем, которые принадлежат другому роду, и которые не от века сего. Ведь не будет благодати тому, кто не бессмертный, но только тем, которые были избранны от бессмертной сущности, той, которая явила, что она способна принять того который дает ей богатство. Поэтому я сказал: «Всякому, кто имеет, будет дано, и он будет иметь в изобилии. А тот, кто не имеет, — у него будет взято и добавлено тому, который истинно существует». Итак будь сильным и ничего не бойся! Ведь я буду с тобой, так что никто из твоих врагов не одолеет тебя. Мир с тобой. Будь сильным!»
Когда он сказал это, пришел Петр в себя.
Никогда бы не поверил, если бы самому не пришлось созерцать малую толику подобног. Профессиональный атеист.