Апокриф Мелхиседек читать онлайн.

К апокрифической литературе о Мелхиседеке (Мельхиседеке) относится несколько рукописей:

  • Мидраш Мелхиседека (кумранские рукописи)
  • Апокриф Мелхиседек (библиотека Наг-Хаммади)
  • Древнерусские апокрифы о Мельхиседеке.

Текст Мидраш Мельхиседека (Кумранские рукописи)

Свитки Мертвого моря (Кумранские рукописи) рассказывают многое о жизни и верованиях иудейской секты, по-видимому, ессейского толка. Они считали себя праведным остатком евреев, и противопоставляли себя отступникам, считая Иерусалимский храм оскверненным. Они участвовали в создании сообщества избранных, которое должно было служить ядром для царства Небесного. Они рассматривали себя в качестве наследников вечного Завета между Богом и Израилем. Многие апокрифы, в том числе и Мидраш Мельхиседека, были записаны в кумранских летописях.

Текст Мидраш Мельхиседека дошел до нас с многочисленными лакунами.

  1. ……………………………………..………………………………………………….…

  2. […..а относительно того, что] он сказал: В этот ю[билейный] год [возвратитесь каждый во владение свое] … [толкование этого………………………………………….

  3. [… Пусть отпустит (долг)] всякий заимодавец, давший взаймы [ближнему своему, и не взыскивает с ближнего своего и брата своего, ибо провозглашено отпу]щение

  4. [господу. Толкование этого: в последние] дни пленные, которые … […]

  5. … и из наследия Мельхиседека … они … [Мельхисе]дек., который

  6. возвратит их к ним и провозгласит им освобождение, чтобы отпустить [им и искупить] грехи их … Слово это

  7. в пос[ледний] юбилейный год сказа[л] … [искупле]нне э[то] … де]сятый [ю]билейный год,

  8. чтобы искупить в нем всех сынов [света и] люде[й ж]ребия [Мельхи]седека ……, ибо

  9. Это — предел, год благоволения к Мельхисе[деку] … святые господа (будут призваны) к вла[с]ти правосудия, как написано

  10. о нем в песнопениях Давида, который сказал: господь стал в сонме божием, среди ангелов он судит. И о нем сказа[л] он: Обратись к нему

  11. в (небесную) высь, господь будет судить народы. А относительно того, что [он] ска[зал: Доколе будете] судить неправедно и оказы[вать] лицеприятие нечести[вым? Села]

  12. Толкование этого: (это относится) к Белиалу и к д[уха]м его жребия, кото[рые …

  13. И Мельхиседек отомстит су[до]м гос[пода] … [от власти Бе]лиала и от власти всех [духов его жребия],

  14. и ему помогают все [вечные?] ангелы, [именно это он сказал] … вс]е сыны …

  15. эта; это — день […]; [а отно]сительно того, что он сказал [о последних днях через Иса]йю пророка, который сказа[л: Как]прекрасны

  16. на горах ног[и] благовестни[ка], [воз]вещающего мир, благовест[вующего доброе, возвещающего спасени]е, [гово]рящий Сиону: [царствует] бог твой.

  17. Толкование этого: гор[ы] ………………………………………..……………………..

  18. А благовестник — эт[о по]мазанник ду[ха, ко]торый сказал … [А то; что он сказал: благовествующий]

  19. 19 доброе, возвещаю[щий спасение] — это именно то, что напи[са]но о нем, а то, что [оп сказал …]

  1. чтобы утеши[ть] … [вра]зумит их о всех периодах г[нева],

  2. ……………….. истина …………………………………………..……………………….

  3. …………………………………………………………………………………….……………………….

  4. ……………… отвратилась она от Белиала ………………………………………………………………………………….

  5. … судом божиим, как написано о нем: [Говорящий Си]ону царствует бог твой [Си]он — э[то …

  6. … поддерживающи[е] Союз, отвращающиеся от хождения [по пути] (этого) народа, а бог [твой] это …

  7. … Белиал. А относительно того, что он сказал: И вострубите труб[ным гласом в] ме[сяц седьмой] …

Свиток «Мелхиседек» из Кумранской пещеры № 11 описывает Мелхиседека, который будет исполнять божественный суд. Для автора данного апокрифа священство Мельхиседека выходит за пределы земной жизни.

Подробнее о Мидраше Мельхиседека читайте также здесь.

Мелхиседек (апокриф из библиотеки Наг-Хаммади)

Библиотека Наг-Хаммади, обнаруженная в верхнем Египте, представляет собой набор из пятидесяти двух религиозных книг. Многие апокрифы описывают тайные знания об Иисусе, которые были скрыты от масс. Ранние последователи Христа осуждали инакомяслящих христиан как еретиков. Конечно, тех, кто был осужден, не считали себя еретиками, и верили, что их тексты так же священны, как и любое из канонических Евангелий. Однако, владение подобными апокрифическими текстами являлось уголовным преступлением, и, в случае обнаружения, подобные труды сжигались. Таким образом, мы понимаем возможные причины для сокрытия библиотеки, найденной в Наг-Хаммади.

Апокриф Мелхиседек из Наг-Хаммади дошел до нас очень фрагментарно, некоторые страницы содержат только два или три разборчивых слова. Однозначно можно сказать, что апокриф написан от первого лица. В дошедшем форагменте есть четыре ссылки на Иисуса Христа. В этих ссылках Иисус назван “сыном Божьим”. Мелхиседек упоминается как минимум пять раз и несколько раз называется «истинным Великим Священником Бога Всевышнего». Следует отметить, что эта терминология имеет параллели, которые используются в Бытии и Послании к Евреям.

Текст апокрифа.

Иисус Христос, сын Бога […] из …

(2 строки не читаются)

…эоны, что мог рассказать всем эонам, и, в (случае) каждого эона, что я мог рассказать характер эона, что это есть, и что я мог бы облачиться в дружбу и совершенство как в одежду, О брат, […] и …

(7 строк не читаются)

… их конец […]. И он откроет им истину […] в…

(3 строки не читаются)

пословицы

(конец страницы и 2 строки на следующей странице не читаются)

… сначала в притчах и загадках […] объявляют их. Смерть задрожит и будет сердиться, не только она сама, но также ее близкие мироправители архонты, и начальства и власти, женские боги и мужские боги, вместе с архангелами. И…

(4 строки не читаются)

…все они, […] мироправители, все они, и все […], и все […].

Они будут говорить […] относительно его, и относительно […] и…

(2 строки не читаются)

… они будут […] скрытые тайны…

(конец страницы и 2 строки на следующей странице не читаются)

…из […] всего. Они будут […] это. Законники быстро его похоронят. Они будут назвать его «нечестивец», «беззаконник», «нечистый». И на третий день, он восстанет из мертвых…

(конец страницы и 3 первые строки на следующей странице не читаются)

…святые ученики. И Спаситель откроет им мир, который дает жизнь Всему.

Но те, на небесах, говорили многие слова, вместе с теми на земле, и с теми (кто) под землей…

(11 строк не читаются)

… которое произойдет в его имени. Кроме того, они будут говорить о нем, что он не был рожден, хотя он был рожден, (что) он не ест, хотя он ест, (что) он не пьет, хотя он пьет, (что) он не обрезан, хотя он обрезался, (что) он бестелесен, хотя он вошел в плоть, (что) он не страдал, хотя он страдал, что он не восстал из мертвых, хотя он явился из мертвых.

Но все племена и все народы будут говорить истину, которую получат от тебя лично, О Мелхиседек, Святой, Верховный священник, совершенная надежда и дары жизни. Я Гамалиел, кто послан к [тебе…] собрание детей Сифа, коих тысячи тысяч, мириады мириадов, эоны […] сущность эонов, аба[…] аииа, абаба. О божественная […] природа […]. О мать эонов, Барбело! О первенец эонов, великолепный Доксомедон Дом[…]! О славный Иисус Христос! О главные господа светил, вы силы Армозель, Оруаэль, Давид, Элелей, и ты человек-света, бессмертный ион Пигера-Адамас, и ты хороший бог благодетельных миров, Мирохирофет, через Иисуса Христа, Сына Бога! Это — тот, кого я провозглашаю, ибо посетил Тот, кто истинно существует, среди тех, кто существуют […] не создан, Авель Барух — что ты мог бы дать знание истины […], что он из рода Верховного священника которых тысячи тысяч, мириады мириад эонов. Враждебные духи не знают о нем, и их сущность — разрушение. Не только я пришел, чтобы открыть тебе истину, которая в братьях. Он заключил себя в живую жертву, вместе с вашей жертвой. Он пожертвовал (себя) им как жертва за Все. Ибо это не скот, которого вы приносите в жертву за свой грех неверия, и поскольку не осведомлены,  и поскольку все плохие дела, которые они сделают […]. И они не достигают Отца Всего […] вера….

(20 строк не читаются)

Ибо воды, которые свыше […], что получают крещение […]. Но получите то крещение, которое с водой, которая […], пока он приходит…

(3 строки не читаются)

…крестятся как они…

(18 строк не читаются)

…молитесь ибо потомство архонтов и всех ангелов, вместе с семенем, которое проистекло от Отца Всего […] целый […] из […], там были порождены боги и ангелы, и люди […] из семени, вся природа, те в небе и те на земле и те под землей…

(14 строк не читаются)

…природа женщин […], среди тех, которые находятся в […]. Они были ограничены с […]. Но это не истинный Адам, не истинная Ева.

Ибо, когда они ели с древа познания, они попрали Херувимов и Серафимов с пылающим мечом. Они […] который был Адам, […] мироправители, и […] их из […] после того как они породили […] потомство архонтов и их мирских вещей, они принадлежат…

(13 строк не читается)

…свет […]. И женщины и мужчины, те, кто существуют с […] скрыты от каждой природы, и они откажутся от архонтов […] кто получают от него […]. Ибо они достойны […] бессмертного, и великой […] сыны человеческие […] ученики […] образ, и […] из света […] который свят. Ибо […] от начала […] семя…

(13 строк не читаются)

Но я замолчу […], ибо мы — братья, которые спустились из живущих […]. Они будут […] на…

(1 строка не читается)

… Адама, […], Авеля, Еноха, Ноя, […] ты Мелхиседек, священник Бога Всевышнего […] те, кто […] женщины…

(14 строк не читаются)

…эти двое, кто были избранны, никогда не будут в каком-то месте осуждаемы, всякий раз, когда они рождались, их врагами, их друзьями, не чужаками, не их родственниками, не нечестивцами, не набожными. Все враждебные характеры будут […] их, или те что обнаружены, или те, что не обнаружены, вместе с теми, которые пребывают в небесах, и теми, которые находятся на земле, и с теми, кто под землей. Они начнут войну […] каждый. Ибо […], ли в…

(3 строки не читаются)

…многие…

(2 строки не читаются)

И они в […] каждый будет […]. Они будут […] с каждым ударом […] слабости. Они будут заключены в другие формы и будут наказаны. Этих Спаситель уберет прочь, и они будут обессилены все, не их разговорами и словами, но посредством […] которое погубит их. Он уничтожит Смерть.

Эти вещи, которые мне велели открыть (тебе), эти вещи я открыл. Но то, что скрыто, не открывайте каждому, если это не открыто вам (чтобы делать это).

И немедленно я пробудился, я Мелхиседек, и я начал […] Богу […], что мне стоит радоваться…

(1 строка не читается)

…пока он действует […] живя […] я сказал: «Я…

(2 строки не читаются)

… и я не прекращу, с этого времени, навеки, о Отец Всего, из-за того что ты пожалел людей, и ты послал ангела света […] из твоих эонов […], чтобы показать […]. Когда он пришел, он заставил меня подняться из незнания, и (из) плодоношения смерти в жизнь. Ибо у меня есть имя: Я Мелхиседек, священник Бога Всевышнего. Я знаю что я поистине образ истинного Великого Священника Бога Всевышнего, и […] мир. Ибо это не мало, что Бог […] с […] пока он […]. И […] ангелы, которые пребывают на земле…

(2 строки не читаются)

…это жертва […], кого Смерть обманула. Когда он умер, он ограничил их с  природой, которая ведет не той дорогой. Все же он принес жертву […] скот, говоря, «Я предал их Смерти, и ангелам, и […] демонам […] живая жертва […]. Я принес себя в жертву тебе, как жертву, вместе с теми кто мои, тебе, О Отец Всего, и те кого вы любите, которые пришли от тебя святые и живущие. И согласно совершенным законам, я произнесу свое имя, поскольку я принял крещение ныне и во веки веков, как имя среди живущих и святых имен, и теперь в водах. Аминь».

Свят, свят, свят, О Отец Всего, кто истинно существует […] не создан, Авель Барух, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят, Мать вечности, Барбело, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят, первенец вечности, Доксомедон, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят,…

(2 строки не читаются)

…ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят,…

(1 строка не читается)

…первый эон, Армозель, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят, правитель, светило эонов, Ориэль, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят, правитель эонов, Давид, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят, главный правитель, Элелей, [ныне и присно и во веки веков. Аминь.]

(1 строка не читается)

…эоны…

(1 строка не читается)

ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят, добрый бог благих слов, […] Мирохирофет, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Свят, свят, свят, правитель правителей всего, Иисус Христос, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

…(1 строка не читается)

…благословенный […] признание. И […] признает его […] сейчас […], затем это становится […] страх и […] страх и […] помешают […] окружающий их […], в месте великой тьмы, в этом, и много […] появится […] там […] появится…

…(несколько строк не читается)

И […] они были одеты в […] все, и…

(6 строк не читаются)

…беспокойство. Они дали […] их слова […], и они сказали мне: «[…], Мелхиседек, священник Бога Всевышнего,» […] они говорили, как если бы […] их речи […] во Всем…

(7 строк не читаются)

…сбить с пути истинного…

…(конец страницы не читается)

…с его […] поклонение, и […] вера, и […] его молитвы, и…

(1 строка не читается)

…те — кто его […] вначале…

…их не заботит, что священство, которое вы исполняете, которое от…

(1 строка не читается)

…на советах […] Сатаны […], жертва […] его доктрины…

(2 строки не читаются)

…этого эона…

(2 строки не читаются)

…которые существуют в […] сбиваются с пути…

…(конец страницы не читается)

…и некоторые…

(2 строки не читаются)

…он дал им…

(1 строка не читается)

…и тринадцать…

(7 строк не читаются)

…бросьте его, […] для того, чтобы вы могли…

(1 строка не читается)

…ибо немедленно […] посредством […] на земле…

(2 страницы почти полностью отсутствуют)

…люди. И […] вы бьете меня, […] вы бросаете меня […] труп. И вы распяли меня в третьем часу, накануне воскресенья, до девятого часа. И после этого я восстал из мертвых […] вышел из […] в меня […] мои глаза видели […] они никого не нашли…

(конец страницы не читается)

…приветствовали меня […]. Они сказали мне, «Будь сильным, О Мелхиседек, Первосвященник Бога Всевышнего, ибо архонты, (те) кто ваши враги начали войну, но вы одолели их, и они не одолели тебя, и ты выдержал, и ты уничтожил своих врагов. […] их […] будет покой в каждом […] которые живущие и святые […] те, которые возвысились против него в […] плоти…

…с жертвами, служащие тому, который благ, постящиеся в посте. Эти откровения не открывай никому в плоти, поскольку они не бестелесные, если это не открыто вам (открывать другим).

Когда братья, относящиеся к роду жизни сказали это, они вознеслись (в область) превыше всех небес. Аминь.

Древнерусские апокрифы о Мельхиседеке.

В древнерусской письменности известно три типа апокрифов о Мелхиседеке.

  • Апокрифы из сборника Пыпина (в них изложено родословие Мелхиседека);
  • Апокрифы из сборника Тихонравова (рассказывается о чудесном рождении Мелхиседека)
  • Слово Афанасия Александрийского о Мелхиседеке.

Апокриф о Мельхиседеке из сборника Тихонравова

Сказание о Мелхиседеке. О жене Нира

Была бесплодна жена Нира Софонима и не родила Ниру наследника.

И вот состарилась Софонима, и близился день ее смерти, когда почувствовала она дитя в чреве своем, — а Нир не входил к ней со дня, как поставил его Господь иереем перед людьми. Испугалась Софонима и таилась все дни, и никто из людей и не узнал этого.

И сталось же в день родов — вспомнил о жене своей Нир и призвал ее к себе в покои побеседовать с нею. И пошла Софонима к мужу, тая дитя в чреве, и тогда наступило время родин. И увидел ее Нир, и устыдился безмерно такого позора, и сказал ей: «Что же ты это сотворила, жена, и осрамила меня перед людьми? И теперь иди от меня, — иди туда, где зачала позор чрева твоего, да не оскверню рук моих о тебя и не согрешу перед Господом».

И ответила Софонима мужу своему, говоря: «Я, господин мой, уже стара, и нет во мне молодой силы, — не знаю, как зачалось в смиренном чреве моем». Не поверил ей Нир, и сказал ей Нир снова: «Уйди от меня, а то, не ровен час, убью тебя и согрешу перед Господом».

И когда так говорил Нир жене своей, упала Софонима к ногам Нира и умерла. И опечалился Нир глубоко, но решил в сердце своем: «Коль от Господа моего уже так суждено ей, то и ныне милостив и вечен Господь, ибо не поднял руки моеи на нее». И тогда явился Ниру архангел Гавриил и сказал ему: «Не мысли, что жена твоя Софонима в наказание умерла: младенец, что ею выношен, — плод праведный, и я приму его в Рай, да не быть тебе отцом Божьему дару».

И не стал медлить Нир, и, отворив двери покоев своих, поспешил к брату своему Ною и рассказал ему все, как было с женой его Софонимой. И поспешил Ной в дом брата своего и увидел жену брата своего мертвой, но чрево ее пыталось еще разрешиться от бремени. И сказал Ной Ниру: «Не печалься, Нир, брат мой, ибо сокрыл Господь сегодня позор наш, и не знает о нем никто из людей. А теперь постараемся похоронить ее, и Господь укроет бесчестье наше». И положили Софониму на ложе, покрыли черным покровом и затворили двери. И вырыли тайно могилу.

Но когда готовили ей могилу, у мертвой Софонимы родился ребенок и оставался на одре покойной. И возвратились Ной и Нир похоронить Софониму и увидели младенца, сидящего около мертвой, прикрытого ее одеждой. И поразились Ной и Нир, ибо столь был прекрасен младенец и уже говорил и устами своими восхвалял Господа.

С изумлением смотрел на него Ной, с Ниром, и говорил: «Это от Господа, брат мой. Вот и знак святительства на груди его, и славен вид его». И сказал Ной Ниру: «Брат, это обновляет Господь кровь священнослужителей после нас». И больше не медлили Нир и Ной, и омыли младенца, и одели в ризы святительские, и дали ему откушать благословенного хлеба. И нарекли имя ему: Мелхиседек.

И взяли Ной и Нир тело Софонимы, и совлекли с нее покров черный, омыли тело ее, и обрядили в покровы светлые и достойные, и приготовили ей гробницу. И пошли Ной и Нир с Мелхиседеком и погребли ее с почетом и принародно.

И сказал Ной брату своему: «Побереги младенца до поры втайне, потому что про нас уже ведут пересуды люди по всей земле и, как-либо высмотрев, умертвят его». И возвратился Ной в дом свой.

И вот поднялись во времена Нира все бесчинства по всей земле. И горько печалился Нир, но еще больше — о младенце, говоря: «Что же мне делать с ним?» Простер Нир руки свои к небу и призвал Господа, восклицая: «Увы мне, Господи вечный! Все беззакония умножились на земле во дни мои, и вижу я, как близок конец наш. Что же означает, Господи, появление ныне младенца этого? И что суждено ему, или что сделать мне для него, дабы не содрогаться ему с нами от ужаса в погибели этой?»

Услышал Господь Нира, явился ему в видении ночном и сказал ему: «Это, Нир, уже великая гибель пришла на землю: не потерплю я впредь ни поругания, и вот мыслю ниспослать скоро погибель великую на землю. А о младенце не тревожься, Нир, ибо прежде пошлю я архангела своего Гавриила, и возьмет он младенца и укроет его в саду Эдемском, и не погибнет тот с обреченными погибнуть. А теперь я указал его; и будет он у меня иерей иереям во веки и воистину — Мелхиседек. И поставлю его человеком великим в народе моем».

И встал Нир от сна своего и восславил Господа, явивше-гося ему, говоря: «Благословен Господь, бог отцов наших, который не допустил поругания святительству моему во святительстве отцов моих, ибо слово твое создало иерея великого в ложеснах Софонимы, жены моей, потому что не было мне потомства. Пусть же будет отрок этот в потомстве преемником мне и станет сыном моим. И причислишь его к рабам своим — с Сифом, и Енофом, и Русием, и Миламом, и Рерухом, и Арусамом, и Наилем, и Енохом, и Мафусаилом, и рабом твоим Ниром. Но будет Мелхиседек глава иереям уже другого народа, потому что этот народ истребит себя в распрях и смутах и погибнут все до единого. Спасется лишь Ной, брат мой, и даст корень иному роду, и от потомства его вновь умножатся на земле люди. И Мелхиседек будет глава иереям у народов, послушных единовла-стию твоему и тебе, Господи».

И было так: когда минуло отроку 40 дней под кровом Нира, то сказал Господь архангелу Гавриилу: «Сойди на землю к жрецу Ниру и возьми отрока Мелхиседека и укрой безопасности ради в саду Эдема, ибо уже приблизилось время, и я обрушу все воды на землю, и погибнет все сущее на земле. И поставлю новый народ, и Мелхиседек будет глава иереям в народе том».

И поспешил Гавриил, и слетел ночью к Ниру, спящему на ложе своем. И явился ему Гавриил, и сказал ему: «Так говорит Господь Ниру: отпусти отрока ко мне, которого тебе я доверил». Но не узнал Нир говорящего ему, и пришло в смятение сердце его: «Если прознают люди об отроке, возьмут его и убьют его, ибо лукаво сердце людское перед лицом Господним». И, отвечая Гавриилу, сказал: «Нет у меня отрока, и не знаю я обращающегося ко мне». И ответил ему Гавриил: «Не бойся, Нир; это я, архангел Гавриил, и прислал меня Господь. И вот теперь беру я отрока твоего и ухожу с ним — и укрою его в саду Эдемском». И вспомнил Нир сон свой прежний, поверил и отвечал Гавриилу: «Благословен Господь, пославший тебя сегодня ко мне. Благослови же ныне раба твоего Нира, и прими отрока, и поступи с ним, как сказано тебе». И принял Гавриил отрока Мелхиседека в ту ночь на крылья свои и перенес его в сад Эдемский.

И пробудился Нир утром, и пошел в потаенный покой, и не нашел отрока. И радовался, и печалился глубоко Нир, потому что был ему отрок вместо сына.

Богу нашему слава всегда — и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!

2 комментария

    1. Иисус является священником по чину Мелхиседека. Слово «священник» впервые употребляется в Библии именно в отношении Мелхиседека. Вероятно, Мелхиседек является прообразом Священника Единственного, Первого и Последнего – Иисуса Христа.

Написать ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *