Святой и праведный Иосиф Обручник, также известный как Иосиф из Назарета, был, согласно Новому Завету, приемным земным отцом Иисуса Христа:
Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. (Евангелие от Матфея, глава 1)
Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын Иосифов (Евангелие от Луки, глава 3)
Житие Иосифа Обручника.
Не так много известно об Иосифе Обручнике, кроме того, что он был «из дома Давидова» и жил в городе Назарете. Дата его смерти неизвестна, хотя он был еще жив, когда Иисусу было 12 лет. Иосиф Обручник был обручен с Девой Марией в то время, как Мария зачала Иисуса. Лука говорит, что он жил в Назарете в Галилее; однако, согласно Матфею, Иосиф Обручник поселился в Назарете только после возвращения из Египта.
Во времена Иосифа Обручнка, Назарет был глухой деревушке в Галилее, около 65 километров от Священного города Иерусалима. Назарет почти не упоминается в сохранившихся нехристианских текстах и документах того времени. Археологи на основании раскопок считают, что население Назарета не превышало 400 человек. В 6 километрах от Назарета находился город Сепфорис, который был разрушен римлянами в 4 веке до н. э., и после этого был восстановлен. Некоторый историки предполагают, что Иосиф мог бы ежедневно ездить на работу на восстановление соседнего города. Иосиф Обручник был плотником по профессии.
В Библии Иосиф называется «простым человеком». Хотя нужно упомянуть, что Святой Иосиф Обручник был царского рода. Согласно Библии, он происходил из дома Давидова. Часто о праведном Иосифе Обручнике говорят, что он был сыном двух отцов: по природе — Иакова, а по закону — Илия. Мать Иосифа была замужем за Илией, но тот скончался до того, как успел произвести потомство. Тогда, по закону того времени, брат Илии – Иаков, взял в жены вдову брата, чтобы воскресить потомство брата. В этом браке родился Иосиф Обручник, но по закону он считался потомком Илия.
Последнее упоминание об Иосифе Обручнике в Библии связано с поездкой в Иерусалим, когда Иисусу было двенадцать лет. Вполне вероятно, что Иосиф умер прежде, чем Иисус вошел в свое служение. В Евангелии от Иоанна написано, что на Голгофе присутствовала только его мать Мария. Вероятно, к тому времени Иосифа Обручника уже не было в живых.
… При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. (Евангелие от Иоанна, глава 19)
Дети Иосифа Обручника.
Следует сказать, что существует два мнения о детях Иосифа Обручника. Большинство восточных христиан склоняются к мнению, что детей у праведного Иосифа не было, тогда как, согласно западной традиции, у Иосифа было четыре сына и две дочери от первого брака с Саломией, дочерью Аггея.
Сыновей Иосифа Обручника звали Иаков, Симон, Иуда и Иосий. Они считаются сводными братьями Иисуса Христа. Дочерей Иосифа звали Есфирь и Фамар (Марфа). Некоторые исследователи считают, что у Иосифа Обручника была и третья дочь – Саломия. После смерти своей первой жены, Праведный Иосиф долгое время жил во вдовстве и в праведности. Вероятно, благодаря его праведности Иосифу выпала великая честь стать нареченным отцом Иисуса Христа. Пречистая Дева Мария была дана Иосифу Обручнику в весьма преклонном возрасте. На тот момент Иосифу было уже более 80 лет. Иосиф с готовностью служил Деве Марии как Божией Матери.
Иосиф Обручник любил Иисуса, как собственного сына, и почитал его как Бога. Нужно сказать, что его отцовство в то время было действительно поступком. Еврейское общество того времени было патриархальным. Главой семьи и рода был мужчина. Отца почитали и уважали. Именно отец защищал свое семейство и имел право отстаивать честь семьи перед судом. Однако, согласно ветхозаветным законам, незаконнорожденный младенец, как и его мать, не имели право ни на что и могли быть приговорены к смерти. Иосиф Обручник всецело верил, что является земным отцом Сына Божьего. Он был ответственным, порядочным и глубоко верующим человеком, вера которого была сильней людских предубеждений. Даже в тот момент, когда он не знал о происхождении ребенка, он не пылал гневом и не жаждал мести, он хотел мирно отпустить Марию. Но потом во сне Иосифу явился ангел и рассказал, что ребенок этот – Сын Божий.
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; (Евангелие от Матфея)
Беда Достопочтенный (ок. 673-735) в своем святоотеческом учении о браке называл Праведного Иосифа Обручника «самым верным хранителем нашего Господа и Спасителя».
Помимо Иисуса, у святого Иосифа Обручника и Марии детей не было. Иосиф, по всей видимости, никогда не вступал в отношения с Марией. На многих иконах изображена сцена искушения Иосифа дьяволом, где дьявол уговаривает Иосифа вступить в связь с Марией.
Иосиф Обручник упоминается в трех Евангелиях Нового Завета. В Евангелии от Марка упоминаний о нем нет.
День Иосифа Обручника
День Святого Иосифа Обручника приходится на первое воскресенье после Рождества. В католической традиции, если воскресенье не приходится на промежуток между 25 декабря и 1 января, то День Иосифа Обручника отмечается 26 декабря.
С 1955 года католики также отмечают день Иосифа Труженика 1 мая.
19 марта День Святого Иосифа празднуют католики, англикане, лютеране и многие другие конфессии с 10-го века. Иосиф почитается как покровитель Святого семейства.
Иосиф Обручник в апокрифической литературе.
Как уже говорилось, в Библии нет данных о последних годах жизни Святого Праведного Иосифа Обручника, однако апокрифическая литература описывает последние годы жизни Иосифа. Согласно апокрифам, в старости Иосиф не испытывал телесной слабости и не мучился от болезней: ноги и руки его были крепкими, зрение не подводило его, разум оставался ясным.
Вероятно, Иосиф Обручник знал дату своей кончины. Незадолго до смерти он отправился в Иерусалим, в храм Господень, где молился Господу. Затем он вернулся в Назарет и был внезапно поражен болезнью. Последние дни Иосиф провел в постели. Душа Иосифа мирно отошла. Иосиф Обручник умер перед тем, как Христос начал служение.
Фигура Праведного Иосифа Обручника была весьма популярна в апокрифической литературе не только по причине отсутствия описания последних годов его жизни в Библии, но и по другой, не менее веской причине. Дело в том, что канонические Евангелия создали проблему: они четко заявили, что Мария была девственницей, когда зачала Иисуса, и что Иосиф не был его отцом. Однако в Библии много раз подчеркивается, что Мессия будет из рода Давидова, именно поэтому Иосиф как земной отец Иисуса был необходим, так как являлся потомком Давида. Библейские писатели со 2-го по 5-й века пытались объяснить, как Иисус мог быть одновременно и «Сыном Божьим» и «сыном Иосифа».
Согласно апокрифическому Протоевангелию Иакова, Иосиф Обручник стал мужем Марии и отцом Христа по жребию Первосвященника Захарии, которому явился ангел и велел найти мужа и покровителя для Марии среди вдовцов из простого народа. Кому из них Господь явит знамение, тому Дева Мария станет женою, сохраняя девичество.
Протоевангелие было чрезвычайно популярным, но и оно оставляло открытым вопрос, имел ли Иосиф Обручник отношения с Марией после рождения Иисуса. Поэтому появился целый пласт апокрифической литературы, в которой описано учение, что Мария была девственницей не только в момент зачатия и рождения Христа, но на протяжении всей своей жизни. Апокрифическая Книга Иосифа Плотника, написанная в 5 веке в виде биографии Святого Иосифа Обручника также описывает жизнь Иосифа и Марии и смерть Иосифа.
В чем помогает Святой Иосиф Обручник?
Папа Пий IX провозгласил Святого Иосифа Обручника покровителем Вселенской Церкви в 1870 году. По католической традиции он считается образцом благочестивого верующего, а также покровителем счастливой легкой смерти.
Святой Иосиф считается покровителем ряда городов, регионов и стран, среди которых США, Канада, Китай, Хорватия, Мексика, Корея, Австрия, Бельгия, Перу, Филиппины и Вьетнам.
Иосифу Обручнику молятся о семейном благополучии, он помогает отцам и беременным женщинам. Праведный Иосиф Обручник является покровителем туристов, иммигрантов, продавцов и покупателей, мастеров, инженеров и трудящихся в целом.
Иосиф Обручник в искусстве.
Вплоть до 17 века в живописи Иосиф Обручник обычно изображался в качестве второстепенной фигуры по сравнению с Девой Марией и младенцем Иисусом. Его изображали в виде человека преклонных лет с седыми волосами, часто лысеющим, иногда хилым, но всегда с бородой. Он был фоновой фигурой. Этот образ невзрачного старика изображался для того, чтобы подчеркнуть непорочную связь старика Иосифа и молодой Марии.
Начиная с 18 столетия, интерес к образу Иосифа Обручника возрос, а потому возросло количество полотен, на которых Иосиф выступает в качестве центрального персонажа. Часто он становится центральной фигурой в изображениях Святого семейства. Теперь его все чаще изображают молодым мужчиной, занятым работой плотника или заботящимся о семье.