Во времена судей Израильских, жил в Вифлееме, который находился примерно в шести милях к югу от Иерусалима, человек по имени Елимелех. Его жену звали Наоми (Ноеминь), а двоих сыновей – Махлон и Хилеон. Несколько лет подряд были неурожайными в Иудее, а потому, спасаясь от голода, Елимелех со своей семьей уехал жить в земли Моава на восточном берегу Мертвого моря. Там семья прожила 10 лет, когда Елимелех скончался. Сыновья его женились на моавитянках, одну из которых звали Орфа, а вторую – Руфь. Вскоре оба брата также скончались, а три женщины – Руфь, Орфа и Наоми — остались вдовами.
Наоми (Ноеминь) узнала, что в землях Иудейских снова начались урожайные годы, и решила вернуться на родину. Женщина предложила вдовам своих сыновей уйти жить к своим матерям и найти себе новых мужей, однако те пожелали пойти вместе с Ноеминь. Уговорами Ноеминь убедила Орфу, но Руфь осталась при своем и пошла в Иудею.
Женщины обошли Мертвое море, переправились через реку Иордан и пришли в Вифлеем. По приходу Ноеминь поменяла имя на Мара. Дело в том, что Ноеминь означает «приятная”, а Мара — “горькая”, жизнь женщины более не советовала первому эпитету.
В то время жил в Вифлееме богатый человек по имени Вооз, который был дальним родственником Елимелеха, муж Ноемини. Воозу принадлежали большие поля. Тогда в Иудее был обычай – при жатве всегда оставляли немного колосков для бедняков, которые могли прийти и собрать то, что осталось. Когда Ноеминь и Руфь пришли в Вифлеем, как раз было время жатвы ячменя, потому Руфь отправилась на поля Вооза, чтобы собрать немного колосков.
Вооз, увидев Руфь, спросил у одного из своих жнецов: чья это молодая женщина? Узнав, что это моавитянка, которая пришла вместе с Ноеминь, он сказал Руфи:
… послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками;
пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои. (Книга Руфь, глава вторая)
Тогда Руфь поклонилась Воозу и поблагодарил его за его доброту. Она близко к сердцу приняла эти слова, так как не ожидала такого внимания к себе – чужестранке.
Руфь приходила на поля Вооза, пока не кончилось время уборки урожая. Вскоре у Руфи и Вооза завязались отношения. Вооз взял ее в жены. У них родился сын Овид. У Овида был сын Иессей, который стал отцом Давида – царя Израиля. Так моавитянка Руфь благодаря своей преданности стала матерью царей.
Чему учит нас библейская история Руфи?
Читая историю Руфи, мы можем сделать 5 основных выводов:
1) Бог заботится обо всех людях, независимо от расы, национальности или статуса.
Руфь была не еврейкой, а моавитянкой. Благодаря своим личным качествам, она стала матерью царей. Бог любит ее также, как и любую еврейскую женщину. Бог не делит людей, Он любит всех одинаково.
2) Мужчины и женщины равны перед Богом.
Бог одинаково заботится о мужчинах и женщинах. Мы все едины в Его глазах. В то время как большинство религий возвышают мужчин, Христианство – это единственная монотеистическая религия, которая чтит мужчин и женщин на одном уровне.
3) Нет незначительных людей в глазах Бога.
Руфь стала матерью Царей, хотя была моавитянкой и бедной вдовой. Но Бог сделал ее важной в Своем плане. Божий план есть на каждого. Его сила часто совершается в нашей немощи
Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. (Второе послание к Коринфянам).
4) Нет незначительных событий.
Руфь стала матерью Царей благодаря стечению ряда обстоятельств: голод в Иудее, переселение семьи, смерть сыновей Наоми, возвращение в Вифлеем, встреча с Воозом. Возможно, и наша жизнь полна таких событий, значение которых нам не понятно.
5) Бог есть Искупитель
Вооза можно рассматривать, как прообраз Христа.
Какие уроки мы можем вынести из истории о Руфи?
- Не позволяйте прошлому определять Ваше будущее.
- Будьте полны веры
- Будьте чисты
- Хорошее в вас не останется незамеченным.