Талмуд. Талмудическая литература.

Наряду с книгами Ветхого Завета также почитаются в иудаизме священные трактаты, составляющие Талмуд. Талмуд – основной богословский сборник иудаизма. Талмуд — основа основ всей практики и богословия иудаизма.

Талмуд — многотомный сборник еврейской религиозной литературы, который складывался с IV в. до н. э. по IV в. н. э.

Слово Талмуд переводится как “обучение”. Термином Талмуд обычно называют то, что является по сути Вавилонским Талмудом, хотя есть и более ранний сборник, известные как Иерусалимский Талмуд.

Структура Талмуда.

Талмуд состоит из двух частей:

  • Мишна
  • Гемара.

В Талмуде 63 трактата, занимающих более 6200 печатных страниц (именно поэтому талмудом часто называют в переносном значении любую большую книгу). Талмуд содержит учения и мнения тысяч раввинов на различные темы (закон, этика, философия, обычаи, история, краеведение и пр.)

Каждый трактат разделен на главы. Всего в Талмуде более 500 глав. Главы трактатов пронумерованы по алфавиту. Некоторые главы занимают несколько десятков страниц.

Талмуд также подразделяется на 6 разделов:

  • Зраим – дискуссии о молитве.
  • Моэд— законы субботы и праздников.
  • Нашим — законы о браке, родительских обязанностях, воспитании детей.
  • Незикин — законы о материальном ущербе, системе наказаний и штрафов. Содержит основные принципы еврейского права, обсуждаются также вопросы морали и этики, проблемы идолопоклонства.
  • Кодашим — законы жертвоприношений, храмовой службы, законы о пище.
  • Теорот – раскрывается тема ритуальной чистоты и нечистоты.

Язык Талмуда.

Изначально содержание Талмуда передавалось от поколения к поколению в устной форме, поэтому в отличие от Библии, именуемой «писанным законом» Талмуд назывался «устным законом». Письменное оформление Талмуда происходило на протяжении III – V в.

В основном Талмуд написан на различных диалектах арамейского языка с использованием большого количества древнееврейских слов, а также библейских цитат на древнееврейском или арамейском языке. В Талмуде более 2 500 слов из греческого, так как записан он был в эпоху влияния эллинизма. Также в талмудической литературе ощущается влияние ближневосточных диалектов, древнеперсидского и латинского языков.

Суть Талмуда.

В основе талмудического творчества был Ветхий завет, в особенности первая его часть — Пятикнижие (Моисеев закон / Тора). Главной задачей талмудистов было укрепление библейского вероучения и приспосабливание его к изменяющимся условиям жизни и историческим обстоятельствам.

В Талмуде представлено множество правил, постановлений и запретов, рассчитанных на усиление национальной замкнутости и религиозной обособленности еврейского народа в качестве богоизбранного.

Талмудическая литература представляет собой дискуссии иудейского духовенства на следующие темы:

  • о культе,
  • о догматике и морали,
  • о религиозных предписаниях,
  • о законах, касающихся судопроизводства уголовных и гражданских дел и пр.

Помимо этого, в Талмуде можно найти россыпь притч и пословиц, сказок, легенд, мифов, басен, а также множество элементарных сведений по медицине, математике и географии.

Исторические условия появление Талмудической литературы.

Первые законоположения Талмуда восходят к тому периоду, когда Иудея была включена в империю Александра Македонского (332 г. до н. э.). Исторические события заставили мудрецов искать способы для сохранения основ Ветхого завета в сложившихся исторических условиях.

В течение трех веков (с IV по II в. до н. э.) Иудея испытала на себе сильнейшее влияние греческой культуры. После смерти Александра его империя распалась, и Палестина стала предметом острых конфликтов между Египтом и Сирией.  С 320 по 198 г. до н. э. Иудея попеременно попадала то под египетское, то под сирийское владычество.

В северных районах Палестины возник ряд новых эллинистических городов с преобладающим греческим населением. Иерусалим наводнили греко-македонские солдаты и чиновники. Это способствовало распространению в Иудее греческого языка и греческого образа жизни. Согласно одной из версий, именно под влиянием греческой литературы еврейские мыслители и поэты создали проникнутую идеями эллинизма философскую книгу Экклезиаст и жизнерадостную любовную поэму Песнь песней. Несколько позже канонизация этих книг Ветхого завета стала предметом острого спора, так как в Экклезиасте богословы видели эллинистическое вольнодумство, а в Песне песней — и вовсе ересь. Только во II в. н. э. эти книги были объявлены священными и их содержание было истолковано в религиозном духе. Понимание Песни песней как поэмы о любви стало строго осуждаться.

Однако, вернемся к Талмуду.

Правление династии Селевкидов в Палестине было отмечено деспотизмом и жестокостью. Подушная подать, непосильные налоги, непрерывные войны и разрушения привели к восстанию, которое возглавил священник Маттафий и его сыновья. Восстание вошло в историю под названием Хасмонеев или Маккавеев. Поводом к началу восстания послужило осквернение Иерусалимского храма. (Эти события подробно описаны в Неканонических книгах Ветхого Завета)

В бессильные в борьбе с угнетателями евреи снова и снова обращались к Богу. Выразителями мольбы к Господу стали книжники- хасидеи (благочестивые). Они ополчились против эллинистов и стали на защиту «веры отцов». Ратуя за строгое соблюдение предписания Торы и ограждение народа от влияния эллинистической культуры, они стремились сохранить «Моисеев закон» в новых социальных условиях. Для этой цели хасидеи вновь занялись толкованием Торы. Первое собрание этих толкований называлось Мишна ришона.

МИШНА РИШОНА

Доктрины Мишны ришоны регламентировали практически каждый мыслимый случай жизни. Мишна ришона до нас почти не дошла. Она лишь частично вошла в состав Талмуда в сильно переработанном виде. Однако и из дошедшего можно сделать выводы о воззрениях хасидеев того времени.

Основные идеи:

  • Осуждение жрецов – “сынов беззакония”, склонных к идеям эллинизма.
  • Осуждение богатых беззаконников, в руках которых сосредоточена власть и сила.
  • Призыв к покорности и послушанию.
  • Установление культа как всеобъемлющего религиозно-правового закона.

В 141 г. до н. э. в Иудее установилась власть Маккавеев, имеющая духовное и светское начало. Против Маккавеев ополчилась старая первосвященническая династия Саддокидов (отсюда саддукеи), состоявшая в основном из землевладельческой знати, начальников крепостей, дипломатов и прочей аристократии. Саддукеи в новых исторических условиях были сторонниками компромисса между постановлениями «Моисеева закона» и философией эллинизма. Хасмонеи в своей борьбе против саддукеев опирались в основном на фарисеев —ярых противников греческой философии и культуры и защитников Торы. Приспосабливая содержание Пятикнижия к условиям своего времени, фарисеи учили, что Тора может заменить собой философию, право, искусство и науку. Поэтому фарисеи дополнили Мишну ришону множеством правил и законоположений.

Фарисейские дополнения также стали частью Талмуда. Основные положения дополнений:

  • Четкое отделение иудеев от неиудеев.
  • Возведение культа в ранг закона.
  • Определение порядка богослужения.

В 63 г. до н. э. римские легионы под командованием Помпея захватили Иерусалим и положили начало римской политике, направленной на покорение Палестины. Политика эта встретила серьезный отпор со стороны местного населения. В 37 г. до н. э. на иудейский престол взошел тиран Ирод. Выращивая новую рабовладельческую и духовную знать, Ирод создавал себе серьезную политическую опору. В новых условиях саддукее перестали играть какую-либо самостоятельную роль, а в среде фарисеев произошел процесс дифференциации: одна часть стала заискивала перед Иродом, другая же находилась к нему в оппозиции. Землевладельческая верхушка местного населения и наиболее богатая часть жречества, пресмыкаясь перед Иродом и римскими чиновниками, поддерживали угнетение. Крестьяне и горожане же были крайне возмущены наглой и открытой формой гнета. Классовые противоречия в Иудее резко обострились. Неминуемо появились силы, призывающие к вооруженной борьбе как против римлян-иноземных захватчиков, так и против местной верхушки угнетателей. Эта сила имела название зелоты (ревнители веры). Они стремились объединить местное население под религиозным лозунгом

«Единственный владыка — это Бог».

Деятельность зелотов нашла свое логическое завершение в 66 г. в восстании иудеев против Рима. Восстание длилось семь лет. Восстание 66—73 гг. было жестоко подавлено римскими легионами. Страна лежала в руинах. Сотни тысяч людей погибли, десятки тысяч были проданы в рабство. Иудея окончательно потеряла свою государственную самостоятельность.

В ходе восстания в среде фарисеев выделилась секта ессеев, которые решительно отказались от политической борьбы и каких бы то ни было компромиссов. Они искали утешение в крайнем религиозном фанатизме. Главной идеей для них была следующая:

«все следует предоставить на волю бога, а самим жить в «справедливости».

Среди кумранских рукописей, найденных на берегу Мертвого моря, обнаружен «Устав для всего общества Израиля в конечные дни», составленный идеологами ессейства. Общины ессеев представляли собой полумонашеские ордена. Учения и организация ессеев оказали большое влияние не только на талмудическую литературу, но и на формирование христианства.

В связи с поражением в войне против Рима и упаднических настроений еврейский народ стал все чаще обращать взоры к небу и уповать на приход избавителя — мессии. Это был новый виток талмудической литературы. Танаи проповедовали идею о небесном избавителе с сохранением религии Яхве. На тот момент Иерусалимский храм был разрушен, потому новые идеи Талмуда стремились превратить культ в домашнюю религию, в религию обрядов и молитв. Все это привело к усилению талмудического направления в иудаизме. Формулировка новых предписаний происходили в атмосфере серьезных схваток. Ареной борьбы между враждующими лагерями стал синедрион.

Таким образом, Танах стал отражением религиозной истории древних евреев.