Деяния апостолов – толкование на третью главу.

В третьей главе Деяний святых апостолов речь идет об исцелении хромого, а также рассказывается о второй миссионерской проповеди Петра. Давайте разберемся подробнее.

Исцеление хромого у Красных ворот (3:1 — 10)

3:1 Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый.

3:2 И был человек, хромой от чрева матери его, которою носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными, просить милостыни у входящих в храм.

3:3 Он, увидев Негра и Иоанна перед входом в храм, просил у них милостыни.

3:4 Петр с Иоанном, всмотревшись в него, сказали: взгляни на нас.

3:5 И он пристально смотрел на них, надеясь получить от них что-нибудь.

3:6 Но Петр сказал: серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи.

3:7 И, взяв его за правую руку, поднял; и вдруг укрепились его ступни и колени,

3:8 и вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога.

3:9 И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога;

3:10 и узнали его, что это был тот, который сидел у Красных дверей храма для милостыни; и исполнились ужаса и изумления от случившегося с ним.

Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый. Следует отметить, что Лука неоднократно подчеркивает неизменную приверженность ранней христианской Церкви очевидному религиозному центру иудеев — Иерусалимскому храму. Слова Иисуса о Храме как о «доме молитвы» показывают отношение как Его Самого, так и учеников к этой святыне. Таким образом, можно предположить, что значение Храма как места жертвоприношений не было для них первостепенным, так как в нем видели прежде всего особое место пребывания Бога. И в самом деле — здесь собирались для молитвы, здесь выражали свое личное благоговение перед Господом.

Еще со времен Даниила у благочестивых иудеев были установлены определенные часы для молитвы (см. Дан. 6:10) — утром, в полдень, вечером, а также перед едой. В отличие от некоторых других религий, в иудаизме разрешалось произносить не только заученные молитвы, но и обращаться к Господу с тем, что лежит на сердце. В час молитвы девятый, что примерно соответствовало трем часам пополудни, Петр и Иоанн направились к Храму, считая, по-видимому, что устоявшийся обычай посещать Храм в надлежащее время не должен превращаться в пустую формальность. Заметим, что из опыта многих поколений христиан известно: кто не молится ежедневно, вскоре вообще перестает молиться. Кто не слушает слова Божьего регулярно, вскоре и вовсе перестает его слушать.

И был человек, хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма, называемых Красными. Как известно, религиозные центры во всем мире притягивают к себе людей, живущих милостью других. Вероятно, именно так обстояло дело и с этим молодым нищим. В те времена тот, кто не мог сам о себе позаботиться и не получал помощи от семьи, был заведомо обречен на гибель в нищете. Однако иудеи в своем отношении к обездоленным были гораздо гуманнее соседних народов. Ведь Бог особо заповедал им еще в ветхозаветные времена общественное попечительство о нуждающихся (прежде всего о чужестранцах, вдовах и сиротах).

Предположительно еще во времена Иисуса в Палестине существовало два вида попечительства: «котел для бедных», из которого ежедневно раздавалась еда, а также «корзина для бедных», из которой в данной местности еженедельно раздавались еда и одежда. Однако и в том, и в другом случае нельзя было рассчитывать на что-либо, кроме самого необходимого. Поэтому многие неимущие уповали на милостыню. Хромой, о котором идет речь (в тексте содержатся указания на то, что он был не парализован, а, скорее всего, страдал слабостью мышц и связок), будучи физически слабым не мог передвигаться по всей территории Храма. Путь внутрь Храма для него был закрыт. Вот почему он обычно сидел у Красных ворот, отделявших в то время двор для женщин от внешнего двора.

Лука подчеркивает, что этот человек был хромым от чрева матери его и что именно таким знали его народ и первосвященники. По-видимому, он жил на подаяния прихожан Храма. И вот этот человек видит, что к нему приближаются Петр и Иоанн. Вероятно, он знал их как руководителей христианской общины. Итак, он привычно протягивает руку за подаянием. Однако Петр говорит ему: …взгляни на нас. Очевидно, хромой должен был сосредоточить свое внимание на них, так как исцеление именем Иисуса происходит не случайно и не мимоходом; предполагается, что исцеляемый должен внимательно слушать целителя. Излечение больных, как это следует из Нового Завета, не является магическим действом, а подразумевает участие самого исцеляемого. Подобным же образом обстоит дело и с верой: она не нисходит на человека сверху, а проистекает из его сердца и потому вовсе не предполагает догматической безупречности. Пример женщины, страдавшей кровотечением, показывает, как доверительные отношения могут перерасти в веру (см. Мф. 9:20—22).

Итак, Петр совершает исцеление во имя Иисуса Христа Назорея. Если Иисус Сам, Своим собственным могущественным словом, преображал реальность, то Его ученики могут делать это, лишь апеллируя к имени Того, Чья воля управляет их словом. Известно, что иногда имя человека может производить такое же действие, как и его обладатель. Но в данном случае имя претерпевает некоторые изменения: это больше не Иисус Назорей, а уже Иисус Христос Назорей. Слово «Христос» является греческим переводом еврейского «Мессия», поэтому Петр говорит буквально следующее: «во имя Иисуса Мессии из Назарета». Заметим также, что рядом с именем Иисуса Христа встречается определение «Назорей». Итак, здесь сказано, что Иисус — Помазанник (Мессия), посланный Богом, и отмечено Его происхождение («из Назарета»). Следовательно, в словах учеников содержатся все необходимые указания на авторитет Божьего Сына. Он и есть Тот, Кто на самом деле совершил это чудо исцеления.

Важно также, что Петр взял больного за правую руку. Тем самым он не оставил человека наедине со сказанным ему словом, т. е., по сути, с едва зародившейся у него верой. Напротив, Петр помог страждущему сделать первые шаги в вере. И слово апостола подействовало, следовательно, Иисус прославился через это исцеление.

И вдруг в размеренное повествование словно вторгается вихрь. Больной, вскочив, стал, и начал ходить, и вошел с ними в храм, ходя и скача, и хваля Бога. Этим избыточным нагромождением глаголов движения Лука стремится передать состояние радости исцеленного. Выздоровевший присоединяется к апостолам и входит в Храм, который теперь стал для него доступен. Можно предположить, что люди, исцеленные Иисусом или апостолами, до своего чудесного избавления от болезней страдали от этой своего рода тоски по общению с Господом. Восхваление Бога исцеленным ясно показывает, что он вполне осознает, Кто ему помог.

И в самом деле — такую радость невозможно скрыть. И весь народ видел его ходящим и хвалящим Бога… Здесь все же необходимо дать разъяснение, важное для дальнейшего осмысления текста: под словами весь народ подразумевается, конечно же, не весь иудейский народ, а только те, кто в эго время находились в Храме. Говоря о народе, Лука часто подразумевает лишь его определенную часть. Соответственно, в первых главах речь идет об иудеях, благосклонно настроенных к христианской общине, а не о тех, кто этих симпатий не разделял (к примеру, членах синедриона). И вот реакция свидетелей чуда, совершенного в Храме: ужас и изумление

Подводя итог, сравним исцеление с другими чудесами в Новом Завете. При этом выясняется следующее:

  • Даже после вознесения Иисуса к Отцу зримо продолжает действовать Его сила: ученики не только проповедуют слово Божье, но и творят чудеса.
  • Как ранее исцеленные нередко становились последователями Христа, так и в Деяниях они присоединялись к общине первых христиан.
  • Само исцеление в этот переходный период совершается во имя Иисуса Христа Назорея, объединяя таким образом в сознании людей вознесенного Иисуса с земным.

Вторая миссионерская проповедь Петра (3:11—26)

3:11 И как исцеленный хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним в притвор, называемый Соломонов.

3:12 Увидев это, Петр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?

3:13 Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его.

3:14 Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу,

3:15 а Начальника жизни убили. Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели.

3:16 И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Нею, даровала ему исцеление сие перед всеми вами.

3:17 Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению;

3:18 Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил.

3:19 Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши,

3:20 да придут времена ограды от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа,

3:21 Которого небо должно было принять до времен совершения всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века.

3:22 Моисей сказал отцам: Господь Бог ваш воздвигнет вам из братьев ваших Пророка, как меня, слушайтесь Его во всем, что Он ни будет говорить вам;

3:23 и будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа.

3:24 И все пророки, от Самуила и после него, сколько их ни говорили, также предвозвестили дни сии.

3:25 Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные.

3:26 Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших.

Естественно, что исцеленный отныне находится с теми, кто его исцелил. К ним привлечено внимание народа в Храме. И вскоре мы находим апостолов, исцеленного человека и многочисленных прихожан в уже знакомом нам Соломоновом притворе, где они оживленно обсуждают случившееся.

Теперь, пожалуй, будет уместно рассмотреть структуру проповеди, которую здесь произносит Петр:

Петр начинает речь с сообщения о произошедшем чуде;

  • главная весть об Иисусе Христе;
  • ссылка на свидетелей;
  • участие Иисуса в деле исцеления;
  • указание на неведение иудеев;
  • общие ссылки на Писание;
  • призыв к покаянию;
  • доказательства из Писания (Втор. 18:15—19);

Благая весть Христа в первую очередь обращена к иудеям.

Мы видим, что это обращение Петра к народу во многом схоже с его первой проповедью (Деян. 2:14—41). Но есть и некоторые отличия.

Так, если в первой проповеди Петр употребляет обращение «мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме», то во второй миссионерской проповеди он называет собравшихся мужами Израильскими, вкладывая библейское содержание в это наименование народа завета.

Если в первой проповеди на первом плане стояло вызывающее утверждение «…Сего… вы… убили…» (Деян. 2:23), то в Деян. 3:17 содержится ссылка на неведение, из-за которого это произошло. Таким образом, предосудительное поведение иудеев сопряжено с труднодоступным человеческому пониманию решением Бога о том, что Христос должен был пострадать. И это оставляет евреям надежду на спасение.

Вместе с тем Петр уже здесь начинает благовествовать для язычников, не признавая более за народом завета исключительной роли в отношениях с Богом (3:25), а лишь отмечая его приоритет. Это означает, что спасение предназначено не только Израилю, хотя в первую очередь именно ему.

В начале своей речи Петр указывает на то, что не он сам явился причиной исцеления, а Всемогущий Господь (ср. Деян. 14:14 и сл.) — Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших… Таким образом он как бы ссылается на весь Ветхий Завет. Израильтяне всегда считали себя сынами Авраама, а с родоначальником Израиля Бог заключил первый завет. Напоминание об Исааке и Иакове, очевидно, рассчитано на то, чтобы показать слушателям преемственность поколений, живших от Авраама до Христа. Словом «Сын» в тексте Деяний переведено греческим словом, которое имеет два основных значения: «сын», «ребенок» и «слуга», «раб». Большинство комментаторов склоняются к тому, что здесь эго слово использовано во втором значении. Тем не менее Церковь во времена Луки уже так об Иисусе не говорила. Она называла Его «Сыном» или «Господом». В Ветхом же Завете, напротив, зачастую говорится о «рабах» Божьих. Например, в Книге пророка Иеремии Бог называет языческого царя Навуходоносора «раб Мой», подразумевая, что тот призван исполнять Божью волю (см. Иер. 25:9 и др.). Таким образом, сознанию первых учеников Христа ближе было понятие «раб Божий», а их более поздним последователям — «Сын Божий». Следовательно, в Новом Завете один образ мышления наслаивается на другой, при этом они взаимно дополняют друг друга.

…Бог отцов наших, прославил Сына Своего Иисуса… Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили. Не отражен ли в этом маленьком отрывке фрагмент истории человечества? Бог повелел — а вы не послушались. Творец создал человека по Своему подобию, но тому этого оказалось недостаточно. Он отвернулся от Господа еще в раю и продолжает совершать это поныне. Как хорошо, что последнее слово здесь осталось не за людьми, и Бог противопоставил человеческому «но» божественное «и все же», явленное во Христе. В то время как бунтарь сжимал кулак и грозил им Господу, Всевышний позволил в прямом смысле пригвоздить Себя, воплотившись во Христе, в Своем Сыне.

Интересно то, как Петр говорит об Иисусе. Он называет Его Святым, Праведным и Начальником жизни (3:14 и сл.). Примечательно, что именно эти выражения были характерны для самого раннего периода христианской Церкви, состоявшей в то время преимущественно из иудеев. За ними отчетливо просматривается способ выражения мысли, присущий древним евреям и, соответственно, языку Ветхого Завета. «Святой» и «праведный» здесь являются словами, которые могут относиться как к Богу, так и к людям, живущим в согласии с Ним. Когда Петр употребляет их по отношению к Иисусу, Которого иудеи позволили казнить как богохульника и преступника и Который в их глазах оказался менее достоин помилования, чем Варавва, то очевидно, что тем самым апостол объявляет Его благочестивым человеком в истинном смысле этого слова. Кроме того, Начальником жизни для иудеев мог быть только Сам Всевышний. Под этим Петр подразумевает, что иудеи убили как раз Того Единственного, Кто мог дать им истинную жизнь. Но поскольку Иисус является Начальником жизни, смерть не могла удержать Его — Христос восстал из мертвых.

…Чему мы свидетели (3:15) — этой фразой Петр опять предоставляет слушателям возможность самим убедиться в воскресении через свидетельства очевидцев. По-видимому, доказательство достоверности вести о воскресении играло в христианских проповедях того времени важнейшую роль.

И ради веры во имя Его, имя Его укрепило сего, которого вы видите и знаете, и вера, которая от Него, даровала ему исцеление сие перед всеми вами (3:16). Итак, и данном случае помогла не магическая сила целителя, а доверие и повиновение исцеленного. Он подчинился, казалось бы, совершенно абсурдному требованию Петра — встань и ходи, но даже этого оказалось достаточно. Заметим, что в ст. 16 присутствует присущий древнееврейской литературе прием параллелизма, благодаря которому один и тот же смысл передается разными способами, а предмет освещается с двух сторон. Этот оборот подчеркивает, что содержание стиха — значение веры во Христа — является важнейшим во всей проповеди.

Впрочем я знаю, братия, что вы, как и начальники ваши, сделали это по неведению… (3:17). Выше мы уже отмечали, что этот элемент неведения является новым по сравнению с проповедью на Пятидесятницу. Обратим внимание, что Петр опирается на слова Иисуса, произнесенные на кресте: «…Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Благодаря этому призыву Господа к милосердию, после убийства Иисуса иудеям была оставлена надежда на спасение свыше. Несмотря на эго, люди не осознали в тот момент, что через их заблуждение осуществился Божий замысел. Только теперь возникает истинная возможность обращения к Богу и прощения грехов.

Но это еще не все. …Да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен соверше-ния всего, что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века (3:20—21). Здесь возникают вопросы, на которые нельзя ответить с полной уверенностью. Возможно, лучше это место было бы перевести так: «…до времен, когда Бог совершил все, что говорил от начала через уста Своих пророков». Тогда сказанное ветхозаветными пророками рассматривалось бы как уже свершившееся, — ведь Господь в точности исполняет Свои слова. Провидение и свершение рассматривались бы в данном фрагменте в неразрывном единстве. И в самом деде — до тех пор, пока слова пророков о днях спасения (временах отрады) не сбудутся, Христос отложит Свое Второе пришествие.

Далее, начиная со ст. 22, приводятся доказательства, основанные на Писании и подтверждающие, что Иисус — «второй Моисей», которого ждали израильтяне. Речь идет о своего рода свободном совмещении стихов Втор. 18:15, Втор. 18:19 и Дев. 23:29, в результате которого Петр переносит пророческое свидетельство Ветхого Завета, начиная с Моисея и Самуила, на и грядущее через Него время благодати. Здесь вновь звучит призыв к тому, чтобы признавший в Иисусе Христа смотрел на провидческие изречения в Ветхом Завете иными глазами, чем древние и современные иудеи. По-видимому, мнение, что у первых христиан было в особом смысле развито «эсхатологическое сознание», справедливо. Тем не менее это обстоятельство не вводило их в состояние безудержного энтузиазма, напротив, побуждало ставить в центр своей проповеди призыв к покаянию, обращенный в первую очередь к избранному народу (3:19,26). Петр еще раз цитирует древнее обетование, данное Аврааму в 12 главе Книги Бытия 12:3, где сказано о благословении «всем племенам земным», которое произойдет через народ Израиля (3:25). Становится ясно, что вся проповедь посвящена теме завета как предзнаменованию событий, осуществившихся с приходом Христа. На это указывают и обращение к собравшимся (мужи Израильские), и ссылка на Бога отцов наших, и упоминание Моисея и его последователей (3:22 и сл.), и, наконец, цитирование обетования, данного Аврааму (3:25).

Таким образом, во второй проповеди Петр наряду с напоминаниями о ветхозаветных пророчествах возвестил о смерти Иисуса, Его воскресении и излиянии Святого Духа.

И все же на первый план здесь ставится духовное знание. Петр уже не говорит, подобно благочестивым иудеям своего времени, об исключительности народа Израиля, а лишь упоминает о его приоритете, основанном на том, что к нему первому была обращена Благая весть. Это полностью согласуется с проповедью Христа и вместе с тем перекликается с посланиями апостола Павла (см. Рим 9:1 и сл.; 11:16—32). Важно также, что к Израилю до сих пор обращены слова: Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших (3:26). Под злыми делами подразумеваются здесь как бесполезные, не ведущие к добру дела, так и настоящие злодеяния. А в призыве возвращения к Господу кроется благословение, некогда данное Богом Аврааму.

Толкование на четвертую главу Деяний Святых Апостолов

Написать ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *